75 художественно-культурной воспитанности курсанта. В качестве признаков уровня приобщенности к культуре выделены: информированность о проявлениях духовной и материальной культуры; интенсивность потребления художественно-культурных ценностей; качество ценностных предпочтений; участие в самодеятельной художественно-творческой деятельности. При этом было обращено внимание на связи уровня приобщенности курсанта к произведениям культуры, отражающим ценностные ориентиры, с уровнем усвоения им культурологических знаний и взглядов, содержащих мнения, суждения, оценки, мысли, идеи и представления о культуре. В этом смысле культура может выступать как средство саморегуляции. Важными признаками выступили художественно-культурные проявления и качества ценностных предпочтений курсантов. Оценка вклада каждого такого проявления в общий показатель приобщенности к культуре основывалась на фундаментальном положении о социальной сущности духовной деятельности человека. Условия функционирования культурных проявлений в курсантской среде приводят к установлению некоторых среднегрупповых уровней приобщенности к культуре. Эти уровни были приняты за «общественную мерку», соотношение с которой давало представление о приобщенности к культуре представителей той или иной категории курсантов. Средний уровень приобщенности к культуре рассматривается как минимально необходимый уровень. По успешности культурных проявлений в каждом частном показателе приобщенности к культуре каждому курсанту начислялось определенное количество баллов в зависимости от набора и количества видов культуры, в которых творческие проявления курсанта превышали средний уровень, а также в зависимости от меры этих превышений. Приписываемый каждому курсанту общий показатель приобщенности |
100 5. Сумма квадратов отклонений делилась на общее число наблюдений (И) и получалась величина, называемая дисперсией Д = £ х2/ N. 6. Затем извлекали корень квадратный из дисперсии (Д) и получали величину, называемую стандартным отклонением (Б). В ходе исследования уровень развития ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры сопоставлялся с введенным понятием «приобщенность к культуре» как интегрального показателя художественнокультурной воспитанности курсанта. В качестве признаков уровня приобщенности к культуре выделены; информированность о проявлениях духовной и материальной культуры; интенсивность потребления художественно-культурных ценностей; качество ценностных предпочтений; участие в самодеятельной художественно-творческой и исполнительской деятельности. При этом было обращено внимание на связи уровня приобщенности курсанта к произведениям художественной культуры, отражающим ценностные ориентиры, с уровнем усвоения им культурологических знаний и взглядов, содержащих мнения, суждения, оценки, мысли, идеи и представления о культуре. В этом смысле культура может выступать как средство саморегуляции. Важными признаками выступили художественно-культурные проявления и качества ценностных предпочтений курсантов. Оценка вклада каждого такого проявления в общий показатель приобщенности к культуре основывалась на фундаментальном положении о социальной сущности духовной деятельности человека. Условия функционирования культурных проявлений в курсантской среде приводят к установлению некоторых среднегрупповых уровней приобщенности к культуре. Эти уровни были приняты за «общественную мерку», соотношение с которой давало представление о приобщенности к культуре представителей той или иной категории курсантов. Средний уровень приобщенности к культуре рассматривается как минимально необходимый уровень. 101 По успешности культурных проявлений в каждом частном показателе приобщенности к культуре каждому курсанту начислялось определенное количество баллов в зависимости от набора и количества видов культуры, в которых художественно-творческие проявления курсанта превышали средний уровень, а также в зависимости от меры этих превышений. Приписываемый каждому курсанту общий показатель приобщенности к культуре принят равным сумме частных показателей. Совокупность значений общего показателя образовывала измерительную шкалу, обеспечивающую необходимую достоверность и дифференциацию и позволяющую надежно и наглядно выявлять различия в художественно-культурном развитии, как отдельных курсантов, так и курсантских подразделений в целом. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы определялись по уровню сформированное™ ценностных ориентаций у курсантов. В качестве критериев выделены: интеллектуально-познавательный, ценностномотивационный и деятельностно-практический. Среди основных показателей выделяются: знания и познавательные интересы, мировоззренческие установки, эмоциональная отзывчивость на явления культуры, действительности, способность учитывать свои действия с точки зрения их ценности, степень участия в художественно-культурной деятельности, практические умения и навыки подчинять свою учебную деятельность будущему военно-профессиональному предназначению. Раскрыв сущность и содержание критериальной базы, можно оценивать итоги проведенного эксперимента по полученным результатам, являющимися следствием использования на практике разработанной модели процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры. Эти результаты выражаются в ходе и по окончании эксперимента в изменении целого ряда качественных и количественных показателей, характеризующих состояние исследуемых подразделений. |