87 Та б ли ц а 5 Жанрово-тематические предпочтения курсантов в различных видах искусства до и по результатам эксперимента (%) Жанры и тематика Экспериментальная группа Контрольная группа Литература Кино Литература Кино ДО после до после до после до после Военно-патриотическая 20 45 56 70 27 35 50 53 Боевик (триллер) 7 8 77 68 6 15 79 72 Детективная 66 70 20 22 54 61 46 50 Приключенческая 50 48 43 45 50 54 54 55 Историческая 30 41 40 37 65 52 44 38 Лирическая 2 3 4 3 3 2 4 3 Романтическая 8 10 10 9 7 6 8 5 Комедийная 10 17 70 68 6 11 65 53 Фантастическая 56 43 36 41 31 24 69 71 В чтении художественной литературы курсанты экспериментальных подразделений, по сравнению с контрольными, стали больше ориентироваться на жанр и даже конкретного автора. На несколько процентов увеличилось количество курсантов, которые читают «все, что попадет в руки». Это может свидетельствовать о повышении интереса к художественной литературе и, в то же время о том, что работа по пропаганде книги, формированию художественных вкусов отстает от роста интересов курсантов к чтению. Ответы о своих вкусах и предпочтениях в искусстве позволяли выявить уровень приобщенности курсантов к культуре. В экспериментальных подразделениях 10% курсантов показали высокий уровень приобщенности к культуре, 65% средний и 25% низкий (см. табл. 6). |
112 В показатель приобщенности к культуре «качество ценностных предпочтений» было включено изучение преобладающих мотивов в стремлении курсантов познакомиться с произведениями искусства по военно-патриотической тематике, отечественным искусством в целом. Большое внимание было уделено выяснению интересов курсантов по военно-профессиональной направленности в искусстве. Результаты, полученные в ходе анкетного опроса по этому показателю, свидетельствуют о том, что по окончании эксперимента у целого ряда курсантов расширился круг интересов в области литературы. При почти неослабевающем интересе среди курсантов к детективному и приключенческому жанру, больше стали интересоваться исторической, документальной прозой, произведениями о деятельности ракетных войск и жизни современной молодежи. Таблица 2.5. Жанрово-тематические предпочтения курсантов в различных видах искусства до и по результатам эксперимента, % Жанры и тематика Экспериментальная группа Контрольная группа Литература Кино Литература Кино 1 до после до после до после до после I Военно-патриотическая 20 45 56 70 27 35 50 55 _ Боевик (триллер) 7 8 77 68 6 15 79 76 Детективная 66 70 20 22 54 61 46 48 Приключенческая 50 48 43 45 50 54 54 51 Историческая 30 41 40 37 65 52 44 37 Лирическая 2 3 4 3 3 2 4 2 Романтическая 8 10 10 9 7 6 8 8 Комедийная 10 17 70 68 6 11 65 58 Фантастическая 56 43 36 41 31 24 69 72 В чтении художественной литературы курсанты экспериментальных подразделений, по сравнению с контрольными, стали больше ориентироваться на жанр и даже конкретного автора. На несколько процентов увеличилось количество курсантов, которые читают «все, что попадет в руки». Это может свидетельствовать о повышении интереса к художественной литературе и, в то же и з время, о том, что работа по пропаганде книги, формированию художественных вкусов отстает от роста интересов курсантов к чтению. По окончании эксперимента в подразделениях произошли изменения, связанные с развитием музыкальных вкусов. Так 10% курсантов проявили интерес к симфонической и органной музыке, на 25% возросло количество желающих пойти на концерт популярных исполнителей. Ответы о своих вкусах и предпочтениях в искусстве позволяли выявить уровень приобщенности курсантов к культуре. В экспериментальных подразделениях 10% курсантов показали высокий уровень приобщенности к культуре, 65% средний и 25% низкий. Таблица 2.6. Данные сравнительного анализа уровня приобщенности курсантов к культуре, % Группы Уровень приобщенности курсантов к культуре 1-й год обучения 3-й год обучения 5-й год обучения Экспериментальная Высокий 10 15 25 Средний 65 75 70 Низкий 25 10 5 Контрольная Высокий 15 15 20 Средний 60 65 60 Низкий 25 20 20 В экспериментальных подразделениях на 20% увеличилось количество курсантов, которые в оценке произведений изобразительного искусства стали восходить к пониманию целостности и завершенности художественного образа. Сравнение степени повышения уровня приобщенности к культуре отдельно в экспериментальных и контрольных подразделениях показало, что в целом этот уровень в экспериментальных подразделениях возрос на 20%, в контрольных на 5%. Выявление реального уровня приобщенности курсантов к культуре не преследовало какой-то отдельной цели, а проводилось лишь в интересах исследования его влияния на уровень сформированное™ ценностных ориентаций у курсантов. |