90 эксперимента на 30% увеличилось количество тех, кто причислил к источникам, способствующим формированию ценностных ориентаций произведения музыкального искусства, на 25% кино и театр. По окончании эксперимента, как в экспериментальных, так и в контрольных подразделениях у курсантов отмечены изменения в уровнях сформированности ценностных ориентаций. Причем изменения произошли по всем трем выделяемым показателям: знания, убеждения, действия. Так, уровень знаний курсантов в экспериментальных подразделениях возрос на 34% (соответственно в контрольном на 17%). По показателю «убеждения» у курсантов произошел рост соответственно на 32% (8%). Показатель «действия» у курсантов возрос на 26% (15%). Данные изменения можно проследить, обратившись к диаграммам, отражающим зависимость между уровнями сформированности ценностных ориентаций у курсантов контрольных и экспериментальных подразделений (рис. 4). Так, в экспериментальных подразделениях курсантов по окончании эксперимента не осталось лиц с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций. Они переместились в средний уровень «Б». Из среднего уровня отмечается перемещение в высокий уровень «В», который возрос в 4 раза. В контрольном подразделении такие изменения незначительны. □ уровень сформированности ценностных ориентаций у курсантов до начала формирующего эксперимента □ уровень сформированности ценностных ориентаций у курсантов в конце формирующего эксперимента Рис. 4. Изменения в уровнях сформированности ценностных ориентаций у курсантов экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) подразделений (в %) |
115 Среди курсантов экспериментальных подразделений по окончании эксперимента на 30% увеличилось количество тех, кто причислил к источникам, способствующим формированию ценностных ориентаций произведения музыкального искусства, на 25% кино и театр. По окончании эксперимента, как в экспериментальных, так и в контрольных подразделениях у курсантов отмечены изменения в уровнях сформированное™ ценностных ориентаций. Причем изменения произошли по всем трем выделяемым показателям: знания, убеждения, действия. Так, уровень знаний курсантов в экспериментальных (контрольных) подразделениях возрос на 34% (соответственно в контрольном на 17%). По показателю «убеждения» у курсантов произошел рост соответственно на 32% (8%). Показатель «действия» у курсантов возрос на 26% (15%). Обобщенные в масштабе подразделений приведенные показатели, хотя и свидетельствуют о положительном влиянии культуры на формирование ценностных ориентаций, но не позволяют в полной мере судить об изменениях в уровнях сформированное™ данных качеств членов коллектива. Эта изменения можно проследить, обратившись к диаграммам, отражающим зависимость между уровнями сформированное™ ценностных ориентаций у курсантов контрольных и экспериментальных подразделений (рис.2.1). Так, в экспериментальных подразделениях курсантов по окончании эксперимента не осталось лиц с низким уровнем сформированное™ ценностных ориентаций. Они переместились в средний уровень «Б». Из среднего уровня отмечается перемещение в высокий уровень «В», который возрос в 4 раза. В контрольном подразделении такие изменения незначительны. 116 □ уровень сформированности ценностных ориентаций у курсантов до начала формирующего эксперимента ■ уровень сформированности ценностных ориентаций у курсантов в конце формирующего эксперимента э г КГ Рис.2.1. Изменения в уровнях сформированности ценностных ориентаций у курсантов экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) подразделений (в %) Приведенные данные демонстрируют, что целенаправленная реализация развивающих возможностей культуры по разработанной модели способствует повышению уровня сформированности ценностных ориентаций у курсантов. В ходе формирующего эксперимента нашла подтверждение закономерность, которая отмечалась и ранее в наблюдениях: этапу воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций с использованием средств художественной культуры предшествует предварительный, но обязательный период всестороннего изучения приобщенности курсантов к культуре. Для определения данного интегративного показателя, как правило, выясняется: чем увлекался курсант до поступления в ввуз, какие культурные потребности он испытывал; как часто он посещал кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы; каким видом самодеятельного творчества занимается. В экспериментальных подразделениях результаты проведенной работы сказываются во многом. Например, отмечается аккуратность и подтянутость курсантов, культура воинского общения. В их поведении нет чванства, высокомерия, проявление которых можно было наблюдать ранее. Улучшилось поло 118 Результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают, что разработанная модель процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры правильно отражает рассматриваемый педагогический процесс, его компоненты и связи, зависимости между ними. Применение модели позволяет на более высоком уровне реализовать потенциал средств художественной культуры в учебно-воспитательной деятельности ввуза. В ходе эксперимента, как в экспериментальных, так и в контрольных подразделениях у курсантов отмечены изменения в уровнях сформированности ценностных ориентаций. Изменения произошли по всем трем выделяемым критериям: интеллектуально-познавательному, ценностно-мотивационному и деятельностно-практическому. Так, уровень знаний курсантов в экспериментальных (контрольных) подразделениях возрос на 34% (соответственно в контрольном на 17%). По показателю «убеждения» у курсантов произошел рост соответственно на 32% (8%). Показатель «действия» у курсантов возрос на 26% (15%). Результаты экспериментальной работы свидетельствуют, что повышение эффективности процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры возможно: при развитии организационно-педагогических основ данного процесса, улучшении содержания и методики процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры, при руководстве эстетическим самовоспитанием курсантов ввузов. Выводы по главе: В соответствии с целью исследования опытно-экспериментальная работа включала в себя: проведение констатирующего эксперимента; разработку опытно-экспериментальной модели формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры и определение критериев и показателей ее эффективности; проверку функционирования опытно |