98 проведения планируемых мероприятий. Важное место в деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса занимает работа по созданию в вузе культурной среды. Для понимания феномена культурной среды в вузе важно, что открытое культурное пространство, каким является образовательное учреждение, генерирует и современную социокультурную практику, и духовный опыт предшествующих вузовских поколений. Нашим исследованием установлено, что фактор воспитания курсанта в вузе культурой явно недооценивается. Причина заключается в том, что стереотипы прежней модели образования довлеют над сознанием нынешнего вузовского преподавателя и утилитарно-прагматический подход дать курсанту некоторый объем необходимых в данной ситуации знаний не опосредован нравственным началом. В то же время нельзя автоматически связывать полученные знания с нравственным поведением, с выбором поступка. В современных условиях, когда техническая культура элиминирует весь культурный процесс, утрата ценностных ориентиров грозит более страшными реалиями, чем технократизм: роботизацией, «зомбированием» человека. Гибкие механизмы, которыми владеет культурология в вузе, позволяют сохранять «тайну» человека и развивать его гуманные начала. Практика показывает, что в системе высшей военной школы культурная среда созидается в альянсе культуры и образования. При этом образование это «защитная оболочка» культурной среды, форма опосредования культурных процессов. Исходя из этого, мы выделяем три подхода к культуре в системе образования: ценностный, когда образование понимается как процесс передачи знаний и культурных ценностей; мировоззренческий, когда под образованием имеют в виду процесс овладения индивидом системой знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, |
процесса занимает работа по созданию в ввузе культурной среды. Ее содержание охватывается культурологическим подходом к образовательному процессу ввузов [139, с.981.] Гуманитарная программа в этом случае представляет собой не набор разрозненных дисциплин, а цельный, стройный, поэтапно раскрываемый курс науки о культуре, органично сочетающий фундаментальные, специальные и общественные предметы в качестве культурных оснований. Исходя из этого, важно найти «культурный консенсус» между профессиональным .и общегуманитарным образованием. Для понимания феномена культурной среды в ввузе важно, что открытое культурное пространство, каким является образовательное учреждение, генерирует и современную социокультурную практику, и духовный опыт предшествующих вузовских поколений. Культурные импульсы наиболее отчетливо проявляются в тех вузах, где сильна духовная традиция, не утрачена идея преемственности в образовании (Военная академия Петра Великого, Ростовский военный институт, Пермский военный институт и др.). Н.Я.Лысухин в книге «Традиции академии» отмечает ауру энциклопедизма, высокий уровень интеллигентности профессорско-преподавательского состава, которые способствовали становлению будущих специалистов через наглядный пример и подражание. Фактор воспитания курсанта в вузе культурой, к сожалению, недооценивается. Причина заключается в том, что стереотипы прежней модели образования довлеют над сознанием нынешнего вузовского преподавателя и утилитарно-прагматический подход дать курсанту некоторый объем необходимых в данной ситуации знаний не опосредован нравственным началом. В то же время нельзя автоматически связывать полученные знания с нравственным поведением, с выбором поступка. В нашу эпоху, когда техническая культура элиминирует весь культурный процесс, утрата ценностных ориентиров грозит более страшными реалиями, чем технократизм: роботизацией, «зомбированием» человека. Гибкие механизмы, которыми 127 владеет культурология в вузе, позволяют сохранять «тайну» человека и развивать его гуманные начала. Рассмотренные в первой главе цели процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры конкретизируют и определяют специфические задачи руководства ввуза и кафедр по созданию культурной среды в ввузе, которые выявлены путем целенаправленного изучения литературных источников и деятельности субъектов учебновоспитательного процесса. Эти задачи включают в себя: введение в учебные планы базовых культурологических курсов, синтезирующих знания и представления о совокупности процессов духовнопрактической деятельности людей (при проведении формирующего эксперимента использовались следующие курсы: «Культура поведения: общегражданский и профессиональный этикет военнослужащего»; «Роль художественной культуры в эстетическом воспитании военнослужащих»; «Культура и Вооруженные силы»; «Мировая и отечественная культура: истоки, развитие и современное состояние»; «Современная социокультурная ситуация и культурологические прогнозы»); создание творческой обстановки, позволяющей поддерживать диалоговый режим работы в курсантской аудитории, продуцирующей интерес обучаемых к культуре, ее регулятивным нормам и ценностям (лекция-театр, семинар-игра, практическое занятие-выставка); использование преемственности культурно-образовательной парадигмы, выражающейся через идею связи естественнонаучных и технических предметов, возрождение традиций существования научных школ (аудитории имени Менделеева, Солодова и др.). Практика ввузов показывает, что в системе высшей школы культурная среда созидается в альянсе культуры и образования. При этом образование это «защитная оболочка» культурной среды, форма опосредования культурных 128 процессов. Исходя из этого, мы выделяем три подхода к культуре в системе образования: ценностный, когда образование понимается как процесс передачи знаний и культурных ценностей; мировоззренческий, когда под образованием имеют в виду процесс овладения индивидом системой знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей; деятельностный, подразумевающий под образованием целенаправленный процесс усвоения индивидом систематизированных знаний, умений и навыков. Все перечисленные подходы представлены в практике преподавания учебной дисциплины «Культурология», основными задачами которой являются: приобщение курсантов к культурным и духовным ценностям, истории и традициям России и ее Вооруженных Сил, РВСН; формирование позитивного отношения курсантов к ценностям военной службы; развитие потребности у курсантов в творческом и ответственном отношении к выполнению учебных задач и служебных обязанностей. В этом плане значим опыт и богатейшие традиции, которые были характерны для подготовки российского военно-инженерного корпуса. JI.H. Ховрина в своем исследовании «Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.» упоминает об особой либеральной атмосфере, сложившейся в военных вузах, в которой и преподаватель, и курсант сотрудничали как коллеги, идущие по пути к истине [190]. Введение в общеобразовательные программы культурологии в качестве самостоятельной учебной дисциплины позволило смягчить процесс 129 |