По мере освобождения нашей страны и вступления Советской Армии на территорию соседних государств происходили определенные изменения в государственной политике по патриотическому воспитанию трудящихся. От мобилизации исторического опыта не отказались, но партийное и государственное руководство стало проявлять некоторую сдержанность в этих вопросах. С начала 1944 года в средствах массовой информации и высказываниях идеологических работников стали появляться критические интонации в отношении исторического опыта. Издания и официальные лица, призывавшие в 1941 1943 годах изучать историю Родины, жизнь и деятельность исторических деятелей и полководцев русской армии стали критиковать тех, кто руководствовался примерами и опытом далекого прошлого. Появились разъяснения о том, что в воспитательной работе историческими материалами нужно пользоваться, но с чувством меры. Подобные корректирующие замечания в предшествующий период практически отсутствовали. Наметившееся смещение акцентов выражалось в настойчивом напоминании о необходимости помнить о характере, задачах, особенностях Красной Армии, воспитанной, прежде всего, на революционных традициях, образцах героизма из истории партии, жизни её вождей и лучших деятелей. Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) потребовало от местных партийных организаций «усилить изучение марксизма-ленинизма. Было решено создать в течение 1944 г. университеты марксизма-ленинизма во всех областях и республиках, организовать издание массовым тиражом произведений классиков марксизма ленинизма, а также научно-популярной литературы, проведение лекций и консультаций в помощь изучающим теорию и историю ВКП(б).125 Настойчиво рекомендовалось пропагандировать стойкость и самоотверженность воинов и тружеников тыла в борьбе за социалистическую Родину.126 В октябре 1944 года в журнале «Агитатор и пропагандист Красной Армии» уже утверждалось, что патриотизм досоветского периода исторически ограничен и только в советском государстве под руководством партии большевиков он был поднят на новую высоту и приобрёл массовый всенародный характер. **** Война заставила по-новому сформулировать и обобщить содержание, направления, формы и средства агитационно-пропагандистской работы. Формированием патриотического и интернационального сознания занималась единая централизованная общегосударственная система, созданная ещё в довоенные годы и 107 |
декабря 1942 г. к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом повторить пример Сергия Радонежского и послать «вместе с нашими молитвами и благословлением, вещественные показания нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования отряд танков или самолетов под названием колонны «им. Дмитрия Донского». 6 Курс власти на фактическую легализацию и частичное восстановление традиционных форм церковной жизни получил подтверждение в сентябре 1943 года. 4 сентября состоялась встреча И. Сталина и В. Молотова с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем, на которой обсуждались первоочередные нужды Московской Патриархии. В Пензенской, Свердловской, Челябинской областях и других местах широко распространилось мнение о необходимости открытия 117 церквей. А в Тульской области в г. Калуге местный епископ православной церкви принял решение взять шефство над госпиталем. Были собраны деньги, посланы подарки церковного совета, церковный хор выступал там с концертами.118 Христианское обоснование справедливого характера войны со стороны нашего народа, проповедь равенства и дружбы всех наций, осуждение фашистской идеи о природном неравенстве народов и рас, национализма и в целом фашизма, как варварства и зла, объективно совпадало с официальной идеологией, что и способствовало сближению между церковью и государственной властью. По мере освобождения нашей страны и вступления Советской Армии на территорию соседних государств происходили определенные изменения в государственной политике по военно патриотическому воспитанию трудящихся. От мобилизации исторического опыта не отказались, но партийное и государственное руководство стало проявлять некоторую сдержанность в этих вопросах. С начала 1944 года в средствах массовой информации и высказываниях идеологических работников стали появляться критические интонации в отношении исторического опыта. Издания и официальные лица, призывавшие в 1941 1943 годах изучать историю Родины, жизнь и деятельность исторических деятелей и полководцев русской армии стали критиковать тех, кто руководствовался примерами и опытом далекого прошлого. Появились разъяснения о том, что в воспитательной работе историческими материалами нужно пользоваться, но с чувством меры, нецелесообразно увлекаться этим и выдвигать на первый план. Подобные корректирующие замечания в предшествующий период практически отсутствовали. Наметившееся смещение акцентов выражалось в настойчивом напоминании о необходимости помнить о характере, задачах, особенностях Красной Армии, воспитанной, прежде всего, на революционных традициях, образцах героизма из истории партии, жизни её вождей и лучших деятелей. Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) потребовало от местных партийных организаций «усилить изучение марксизмаленинизма. Было решено создать в течение 1944 г. университеты марксизма-ленинизма во всех областях и республиках, организовать издание массовым тиражом произведений классиков марксизма и ленинизма, а также научно-популярной литературы, проведение лекции и консультации в помощь изучающим теорию и историю 119 ВКП(б). Настойчиво рекомендовалось пропагандировать стойкость и самоотверженность воинов и тружеников тыла в борьбе за социалистическую Родину.120 В октябре 1944 года в журнале «Агитатор и пропагандист Красной Армии» уже утверждалось, что патриотизм досоветского периода исторически ограничен и только в советском государстве под руководством партии большевиков он был поднят на новую высоту и приобрёл массовый всенародный характер. Таким образом, в военно-патриотическом воспитании трудящихся в 1941 1945 гг. нашли своё опосредованое отражение, как противоречивое общественное бытие и общественные отношения советского периода, процесс и результаты воздействия сталинской системы и Коммунистической партии, повседневной жизни общества 30 40-х годов, так и особенности исторического развития страны, которые складывались в течение веков. Созданная модель государственного и общественного устройства, изменения, которые произошли в годы пятилеток, постепенно внушали большинству граждан психологическую уверенность в прочности государства, убежденность в справедливости поставленных им целей, многие из которых были близки или соответствовали чертам национального характера. Война вызвала подъём традиционной народной готовности к героической, самоотверженной защите своего дома и края, народа и большой Родины, возвысила долг служения Отечеству над собственными нуждами и страданиями. Она в особом свете представила источники стойкости, единения и воли к победе советских людей. На первый план выступили не идеологизированные цели и идеалы, а общенациональные задачи и духовные ценности. В то же время, недопустимо и безосновательно было бы считать, что в этот период традиционное патриотическое чувство возобладало над ценностями и чувствами, рожденными после 1917 года. Существенную роль в поддержании морального потенциала народа и армии играла и жесткая государственная, идеологическая и воинская дисциплина. При этом массовый героизм совершался не из страха, не |