Проверяемый текст
Бодрова, Елена Владимировна; Создание и деятельность системы обеспечения людскими ресурсами действующей армии в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2000)
[стр. 111]

выражение, в частности, и в том, что расовой и социальной ненависти были противопоставлены общечеловеческие ценности патриотическое чувство, чувство социальной справедливости, долг, совесть, любовь.
Одно из центральных мест заняли универсальные человеческие и национальные ценности, защита которых объединяла всех людей, невзирая на их политические взгляды и отношение к советской власти.
Такая направленность соответствовала устремлениям самого народа.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что особое внимание политико-массовой работе уделялось в районах, подвергнувшихся немецкой оккупации.
Военно-патриотическая
работа, организованная в печати, как уже отмечалось ранее, была крайне необходима.
В борьбе с советской коммунистической идеологией нацисты активно использовали религию.
Определенная часть населения относилась с сочувствием и к религиозной политике немцев, и к их социальным и экономическим реформам.
На страницах местных газет публиковались материалы, способствующие разоблачению замыслов фашистских захватчиков.
В оккупированных районах распространялись листовки, в которых население призывали не
верить вражеской пропаганде.
Иерархи православной церкви специально обращались к населению оккупированных областей.
В соответствии с установкой на воспитание ненависти к фашизму в массовой агитационно пропагандистской работе обращалось особое внимание на человеконенавистнические цели и мотивы захватчиков, для обличения преступлений противника на оккупированных территориях приводилось множество конкретных примеров его жестокости, особенно в отношении мирного населения.128 Информация о кровавых преступлениях фашистов регулярно публиковалась в печати, звучала по радио, приводилась в лекциях.129 Многие центральные и местные газеты ввели разделы ’’Ненависть к врагу”, ’’Проклятье и смерть немецким палачам”, ’’Не забудем, не простим”, ”Мы отомстим” и другие.
На протяжении всей войны на страницах газеты ’’Правда” регулярно публиковались материалы, разоблачающие злодеяния захватчиков.
Очень сильное воздействие на людей оказывала неофициальная информация, полученная от тех, кто лично сталкивался с захватчиками и насаждаемым ими ’’новым порядком”.
С освобождением советских территорий поток такой информации становился всё больше.
Проводились встречи с делегациями жителей освобожденных 111
[стр. 295]

на них обращения являлись программными документами проведения идейно-воспитательной работы.
А главное, они предлагали вести наступательную борьбу против немецких оккупантов.
Так, на митинге* ^ X ^ X -------------------------в гор.
Орджоникидзе, прошедшем 13 августа 1942 г., в принятом обращении говорилось: «...
Умрём, но не отдадим наш край на поругание и разграбление гитлеровским людоедам».43 Одной из самых распространенных форм агитации в прифронтовых областях и в глубоком тылу являлась декламация произведений известных советских поэтов со сцен драматических театров, с заводских площадок, с трибун проводившихся митингов.
Анализ документов и материалов позволил определить наиболее популярные из них.
Таким, например, являлось стихотворение В.
Лебедева-Кумача «Чем мы фронту сумели помочь?: «Напряженно трудясь день и ночь, Проверяют себя патриоты Чем мы фронту сумели помочь, Славной армии нашей и флоту? В нашей грозной священной войне Нет различия между фронтом и тылом То, что делал ты, делай вдвойне С неустанным стараньем и пылом ...».44 Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что особое внимание политико-массовой работе уделялось в районах, подвергнувшихся немецкой оккупации.
В
тылу врага и среди населения этих областей распространялись газеты «Коллективист», «Советская правда», «Путь Октября», «Свободный труд», «Юный мститель», «Ленинградский партизан», «За Советскую Родину», «Партизанская правда» и др.45 В оккупированных районах распространялись листовки, в которых население призывали не

[стр.,302]

преодолевался односторонний подход, согласно которому советский патриотизм выступал только как результат идейно-воспитательной работы, опиравшейся на опыт революционной борьбы и строительство нового общества.
Одно из центральных мест заняли универсальные человеческие и национальные ценности, защита которых объединяла всех людей, невзирая на их политические взгляды и отношение к советской власти.
Такая направленность соответствовала устремлениям самого народа.

«В минуты отдыха мы оживили образы прошлого с тем, писали с фронта в 1943 году в Государственную публичную библиотеку им.
М.Е.
Салтыкова-Щедрина её бывшие читатели, чтобы бить, и крепко бить врага, который пытается тянуть человечество в средневековье».65 Действенность политики патриотизма, защиты Отечества без связи с решением революционно-интернационалистических задач отмечали специальные службы противника.
Они пришли к выводу, что с провозглашением войны Отечественной войной «была затронута струна, звучавшая в сердце каждого русского» и Сталину удалось добиться «невиданного за прошедшие 20 лет единства активных сил советской империи».66В журнале «Дас Райх» № 29 от 19 июля 1942 г.
была опубликована статья Геббельса «Так называемая русская душа», в которой он признает необыкновенный героизм советского солдата: «...
должно казаться удивительным, что советские вооруженные силы многократно противопоставляют нашим войскам такое сопротивление, встречать которого они не привыкли в течение их прежних походов.
Иногда они дерутся с тупым, почти животным упорством и проявляют при этом иногда такое презрение к смерти, которое более чем примечательно ...»

[стр.,305]

которые мужественно и с честью исполняли свой долг перед Родиной.
Эта мысль отчётливо прозвучала в выступлении И.В.
Сталина в ноябре 1941 года, что нашло отражение в средствах массовой информации и деятельности агитационно-пропагандистских служб.
ГПУ Красной Армии, Воениздат, Госполитиздат и другие издательства начали издание массовых серий брошюр «Герои Отечественной войны», «Великие борцы за русскую землю», «Великие люди русского народа», «Писатели патриоты Родины», «Беседы о воинском воспитании» и других.75 Воениздат менее чем за два первых года войны выпустил для фронта свыше 2 млрд, экземпляров различных изданий.
Солдаты и офицеры получили 143 135 походных библиотечек.76 За время войны издательство «Молодая гвардия» выпустило более 400 названий книг и брошюр общим тиражом 21,2 млн.
экземпляров.
Большой удельный вес среди них занимали книги о защитниках Отечества и деятелях культуры.
72 книги было посвящено военно-историческим темам.77 Это нашло свое выражение, в частности, и в том, что расовой и социальной ненависти были противопоставлены общечеловеческие ценности патриотическое чувство, чувство социальной справедливости, долг, совесть, любовь.
В издательстве «Детская литература» даже в 1941 1942 годах продолжали выходить книги Первой библиотечки для школьника и Школьной библиотеки.
Для детей издавались произведения А.
Пушкина и М.
Лермонтова, Н.
Гоголя и И.
Тургенева, Н.
Некрасова и М.
Салтыкова-Щедрина, Л.
Толстого, Р.
Роллана, У.
Шекспира, И.
Гете и других.
Со страниц своих книг к ребятам обращались А.
Толстой и В.
Василевская, С.
Маршак, Я.
Купала, И.
Эренбург и другие.
С первых же месяцев воины в детском издательстве стала выходить и «Военная библиотека школьника», книги о юных героях, серия «Пионер! Помогай отцам и

[Back]