Проверяемый текст
Бодрова, Елена Владимировна; Создание и деятельность системы обеспечения людскими ресурсами действующей армии в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2000)
[стр. 129]

только потребностями переосвидетельствования, перерегистрации и разбронирования военнообязанных.
Одновременно предусматривалось устранение недостатков мобработы в ряде краев, областей, военкоматов страны.
Наиболее общие из них заключались в запущенности учета военнообязанных военно-учетными столами, наличии множества военно-учетных специальностей, что вносило путаницу, и др.
О недостаточно четкой работе военкоматов свидетельствуют результаты проведенных зимой-весной 1942 г.
проверок.
Так, проверка военкоматов в Дагестанской АССР выявила следующие недостатки: учет военнообязанных запущен, работа военкоматов не контролируется, данные военкоматов не соответствуют
данным военно-учетных столов.
В Махачкале, например, милицией разыскивалось 954 чел., как уклонившихся от
призыва.
При проверке оказалось, что из этих 954 чел.
призвано и находятся в РККА 57 чел., умерших 7, в тюрьме 39, снято с учета и уехали в другие города 113 чел., не получили повесток 160 чел., в командировках 38, 14 чел.
больных.29 Изученные документы позволяют сделать вывод о том, что подобные факты были не единичными: негативная оценка работы военкоматов Московской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Челябинской и др.
областей содержится в докладных, направляемых в центр.30
Огромную помощь по наведению порядка в тылу и действующей армии оказали истребительные батальоны.
Летом 1942 г.
ЦК ВКП (б) поддержал патриотический почин трудящихся Москвы и Ленинграда, начавших в условиях приближения противника к этим городам создание истребительных батальонов.
И уже на третий день войны 24 июня 1941 г.
Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление "Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов"31 Батальоны быстро превращались в боевые подразделения, готовые с честью выполнить задачи, возложенные на них государством, в борьбе с коварными происками врага.
Батальоны в составе 100-200 человек представляли грозную силу для диверсантов и парашютистов, оказывали серьезную военную поддержку действующей армии.32 На местах сразу же широко развернули работу по формированию истребительных батальонов и групп содействия им.
Так было в Северной Осетии, когда в течение двух суток после постановления правительства о борьбе с вражескими шпионами и диверсантами, во всех районах республики были 129
[стр. 101]

в 1942 г.
В некоторых районах планы мобилизации находились под угрозой срыва.
О «чрезвычайно напряженном положении с людскими ресурсами» свидетельствуют докладные записки о проведении призыва военнообязанных 1922-1923 годов рождения и призывников, направленные в ЦК ВКП(б) партийными комитетами Алтайского края, Бурят-Монгольской АССР, Дагестанской АССР, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Молотовской, Рязанской, Тамбовской и др.
областей.149 Перед властными структурами встала задача изыскания призывного контингента путем перерегистрации, переосвидетельствования и разбронирования военнообязанных.
Перерегистрации проводились на основании приказов НКО СССР №0283 от 14 апреля 1942 г.
и №0882 от 12 ноября 1942 г.
В этой связи принципиально важно уточнить необходимость приказа от 14 апреля 1942 г.
Его появление обусловлено не только потребностями переосвидетельствования, перерегистрации и разбронирования военнообязанных, как утверждает ученый из Башкирии М.Я.
Камильянов.50 Одновременно предусматривалось устранение недостатков мобработы в ряде краев, областей, военкоматов страны.
Наиболее общие из них заключались в запущенности учета военнообязанных военно-учетными столами, наличии множества военно-учетных специальностей, что вносило путаницу, и др.
О недостаточно четкой работе военкоматов свидетельствуют результаты проведенных зимой-весной 1942 г.
проверок.
Так, проверка военкоматов в Дагестанской АССР выявила следующие недостатки: учет военнообязанных запущен, работа военкоматов не контролируется данные военкоматов не соответствуют
с данными военно-учетных столов.
В Махачкале, например, милицией разыскивалось 954 чел., как уклонившихся от


[стр.,102]

оказалось находятся в РККА 57 чел., умерших -7, в тюрьме 39, снято с учета и уехали в другие города 113 чел., не получили повесток 160 чел., в командировках 38, 14 чел.
больных.
Изученные документы позволяют сделать вывод о том, что подобные факты были не единичными: негативная оценка работы военкоматов Московской, « Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Челябинской и др.
областей содержится в докладных, направляемых в центр.

52 Так, инструктор Управления кадров ЦК ВКП(б) констатировал: «Ни областной военкомат, ни Уральский военный округ не знают своих ресурсов.
Военный округ дает наряды явно нереальные».153 Учет военнообязанных запаса являлся самым запущенным участком работы военкоматов.
В результате было принято решение возложить на военные отделы партийных комитетов организацию переосвидетельствования военнообязанных, не только забронированных и непригодных по состоянию здоровья к военной службе, но и военнослужащих, находящихся в отпуске после ранений и болезни.
Партийные комитеты обсудили вышеназванные директивы на бюро обкомов, ГК, РК ВКП(б), принимая соответствующие постановления по изысканию дополнительных резервов.
Военным отделам поручалось проверять правильность бронирования людей на предприятиях, военнообязанных выявлять рабочими возможности замены молодых старшего возраста, признанными негодными к службе в Красной Армии, помогать военкоматам в перерегистрации военнообязанных рядового и младшего начсостава.
Особенностью этой работы являлось сохранение квалифицированных кадров в оборонной промышленности, на транспорте, сельском хозяйстве.
Необходимо было не только разбронировать

[Back]