Проверяемый текст
Бодрова, Елена Владимировна; Создание и деятельность системы обеспечения людскими ресурсами действующей армии в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2000)
[стр. 145]

мощь страны, боевой потенциал Красной Армии, а утверждение, что любой враг будет немедленно уничтожен, причем «малой кровью» и па его же территории, приобрело самодовлеющий характер; во-вторых, формировалось представление о «слабости врага»; в-третьих, высказывались ошибочные мнения о моральнополитическом состоянии тыла вероятного противника.72 Реальности этого периода войны подвергли жёсткому испытанию всю идеологическую и воспитательную работу.
Однако постепенно военнопатриотическое воспитание обретало адекватные историческим условиям содержание и соответствующие формы.
Его субъектами выступали как гражданские, так и военные органы.
В
первые дни войны усилиями партийных и советских органов на Северном Кавказе, как и по всей стране, были развернуты десятки мобилизационных пунктов.
После образования Государственного Комитета Обороны решением обкомов ВКП (б) и областных Советов депутатов трудящихся были образованы областные Комитеты обороны под председательством первых секретарей обкомов ВКП(б).
Они возглавили в автономных республиках и областях всю работу по оказанию всемерной помощи фронту.
Главными направлениями в их работе стали военпо-мобилизациоппые вопросы и важнейшие мероприятия по усилению помощи Красной Армии.
С первых дней войны в военные комиссариаты непрерывным потоком шли заявления, в которых выражалось желание добровольно вступить в Красную Армию и отправиться на фронт.
Решающую роль в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками сыграли регулярные части Красной Армии.
Но наряду с ними значительный вклад в разгром фашизма внесли ополченские формирования.
Ополчение стало важным источником боевых резервов фронта.
М ногие представители народов Северного Кавказа объединились в полки народного ополчения.
Была проведена активная кампания по вовлечению местного населения в организуемые национальные кавалерийские части.
Всего на Северном Кавказе было сформировано свыше 16 национальных соединений за счет внутренних ресурсов республик, областей и краев.
Они рассматривались как составная часть сражавшейся с врагом Красной Армии и направлялись в них лучшие кадры и материальные 145
[стр. 285]

воспитание молодежи в процессе военно-физической подготовки, в ходе всенародной помощи фронту, во время массовых военных мобилизаций, в работе с эвакуированными и пр.; разоблачение идеологии и политики фашизма (реакционность идеологии и морали фашизма, политики мирового господства, расового превосходства, зверства фашистского оккупационного режима, потери мировой культуры, различие отношения к немецкому народу и к фашистской армии и пр.).
В тоже время, некоторые исследователи совершенно верно отмечают, что в начальный период войны наблюдался определенный перекос в сторону военно-организаторской работы в ущерб идеологической, что было связано с кризисом предвоенных идеологических стереотипов, о которых говорилось выше: во-первых, абсолютизировалась военная мощь страны, боевой потенциал Красной Армии, а утверждение, что любой враг будет немедленно уничтожен, причем «малой кровью» и на его же территории, приобрело самодовлеющий характер; во-вторых, формировалось представление о «слабости врага»; в-третьих, высказывались ошибочные мнения о морально-политическом состоянии тыла вероятного противника.16 Реальности начального периода войны подвергли жёсткому испытанию всю идеологическую и воспитательную работу.
Это обстоятельство откровенно признал И.В.
Сталин в мае 1945 г.
на приеме в Кремле в честь советских полководцев: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла и города ...
покидала потому, что не было другого выхода».
7Но это откровения победителя, а летом и осенью 1941 г.
оценка давалась иная.
О том, как Совинформбюро освещало события

[стр.,286]

начального периода войны, свидетельствуют данные таблицы 3 (см.: приложения).
Она убеждает в том, что уступая ложным предвоенным стереотипам, Совинформбюро в первый месяц войны практически каждодневно сообщало о сдавшихся в плен или перешедших на нашу сторону с оружием в руках немецких, финских, румынских военнослужащих, преуменьшая наши потери.
Однако, постепенно военно-патриотическое воспитание обретало адекватные историческим условиям содержание и соответствующие формы.
Его субъектами выступали как гражданские, так и военные органы В
числе первых можно выделить: государственные органы (Советы депутатов трудящихся, их оборонные комиссии, комитеты и комиссии при Совнаркоме СССР, например, по делам физкультуры и спорта, отделы народного образования, здравоохранения и прочие) и общественные организации (партийные и комсомольские организации, парткомы и комитеты ВЛКСМ, их военные отделы и комиссии, профсоюзы, добровольные спортивные и оборонные организации Осоавиахим, РОКК).
По военной линии военно-патриотическое воспитание направлялось политическими отделами областных военкоматов, осуществлялось силами коммунистов и комсомольцев.
По вертикали политотделы замыкались на политическое управление военного округа, а по горизонтали наиболее тесные связи поддерживались с партийными, советскими и комсомольскими инстанциями.
Представители военных комиссариатов обязательно входили в комиссии по связям с фронтом, по оказанию помощи раненым и Красной Армии.
Тем самым они получали возможность опосредованного воздействия на трудящихся.

[Back]