-персоналистичность патриотизма, опора на личные примеры предыдущих поколений соотечественников; -единство патриотических идей, сознания, чувств и действий. Важно уметь видеть границу между государственным патриотизмом, с одной стороны, и шовинизмом или национал-экстремизмом — с другой. Забвение таких различий зачастую приводит к укреплению идейных и нравственно-психологических основ милитаризма, конфликтности, терроризма.3 Интернационализм как идеологический принцип возник как сугубо классовое выражение интересов пролетариата в борьбе за свое освобождение от экономической и политической зависимости. Его теоретическое обоснование в идеологии марксизма было подчинено основной политической цели завоеванию и удержанию политической власти. Но принцип интернационализма имел и другое нравственное содержание: строить межнациональные отношения на основе взаимоучета этнонациональных интересов. Общечеловеческая ценность интернационализма и сегодня проявляется в том, что он предполагает недопустимость как абсолютизации этнонациональных интересов, так и их игнорирование, требует равенства всех народов и этнических групп, исключает возможность отношений господства и подчинения, деление народов на привилегированные и зависимые. Принцип интернационализма представляет собой конкретно-историческую форму выражения гуманизма в сфере межнациональных отношений на определенном этапе их исторического развития. Интерес к проблемам патриотизма и интернационализма в исторической науке был всегда велик. И это естественно: присматриваясь к новым поколениям, человечество всегда стремилось осмыслить свое прошлое и определить будущее. Актуальность формирования патриотического и интернационального сознания ещё более усиливается в переломные моменты развития нации и государства, когда возникает необходимость в широком распространении объединяющей идеи, аккумулирующей высшие ценности Отечества, в людях, способных выражать эти идеалы и бороться за их утверждение. На вопрос о том, кто достоин звания «патриот», «сын Отечества», политический противник абсолютистского строя А.Н. Радищев в конце XVIII века дал однозначный ответ: свободный человек, которому присущи «честолюбие, благонравие и благородство». Совершенно с иных позиций, господствовавших в то время социальных слоев, толкует понятие «патриот» в книге «О 18 |
Глава 4. Механизмы формирования идеологической и моральнопсихологической готовности народа к войне. §1. Система военно-патриотического воспитания в условиях войны. Интерес к проблемам патриотизма в исторической науке был всегда велик. И это естественно: присматриваясь к новым поколениям, человечество всегда стремилось осмыслить свое прошлое и определить будущее. Актуальность формирования патриотического сознания ещё более усиливается в переломные моменты развития нации и государства, когда возникает необходимость в широком распространении объединяющей идеи, аккумулирующей высшие ценности Отечества, в людях, способных выражать эти идеалы и бороться за их утверждение. Понятие «патриотизм» одно из самых главных общечеловеческих ценностей. В словаре русского языка оно объясняется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. По своему генезису патриотическое сознание это, прежде всего, отражение в сознании общества его внутренней и внешней среды и положения человека в ней. По своему содержанию патриотическое сознание это совокупность идеи, взглядов, мыслей, теории, чувств, настроении, эмоций общества, выражающих отношение к своей стране, готовность |