социалистического государства. «...Дружба между народами СССР большое и серьезное завоевание. Ибо пока эта дружба существует, народы нашей страны будут свободны и непобедимы. Никто не страшен нам, ни внутренние, ни внешние враги, пока ос эта дружба живет и здравствует. Можете не сомневаться в этом, товарищи», утверждал Сталин. Формирование патриотического и интернационалистического массового сознания, чувств и настроений людей на Северном Кавказе достигалось не только пропагандой и агитацией, просвещением, значение которых было велико, но и убеждением, опытом и конкретным примером, активным включением людей в решение хозяйственных и оборонных задач. Патриотизм и интернационализм отождествлялись как с героическими поступками на ратном и трудовом фронте, так и с ответственным выполнением повседневных дел и обязанностей, дисциплинированностью, стойкостью и оптимизмом, неистребимой верой в победу социализма. «Защита социалистического государства включает и честный, самоотверженный труд каждого на своем посту для п / укрепления обороноспособности страны и неприкосновенности се границ» , отмечал теоретический орган партии журнал «Большевик». В работе по усилению патриотизма на местах и в, частности, на Северном Кавказе, старались отразить не только указания центра, но и историческое и региональное, национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции, возрастные, образовательные и другие особенности. Для молодежи здесь проводились собрания, доклады и беседы по истории края, красоте родных мест, истории совместной борьбы русского и местных народов против поработителей. В целях воспитания у молодежи волевого характера, физической закалки, смелости, ловкости и мужества возрождались традиционные народные состязания, соревнования по силе и ловкости. В этой работе в первую очередь опирались на тысячелетние патриотические традиции народов Северного Кавказа. Вместе с тем, исследуя основные этапы и итоги реализации концепции советского патриотизма на Северном Кавказе в 20-30-с гг., мы должны учитывать как объективные особенности региона, так и субъективные предпосылки формирования массового патриотического и интернационального сознания многонационального населения региона. Многочисленные завоевания и миграции, которым подвергался Северный Кавказ на протяжении всей своей истории, обусловили высокую степень 48 |
В работе по усилению патриотизма на местах старались учесть не только указания центра, но и историческое региональное, национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции. Для молодежи проводились собрания, доклады и беседы по истории края, красоте родных мест, истории совместной борьбы русского и местных народов против поработителей, возрождались традиционные народные состязания, соревнования по силе и ловкости. На Северном Кавказе, например, где всегда существует уважение к пожилым людям и их мнению, традиция советоваться со старшими их вовлекали в массовую работу с населением. Старики выступали на массовых митингах и собраниях, встречались с жителями горных и равнинных районов. Они сыграли большую роль в развитии патриотического движения, объявляя на многолюдных собраниях по всему региону о необходимости быть на страже Родины.ю Таким образом, военно-патриотическое воспитание в предвоенный период, вопреки всем искривлениям и упущениям, создало в народе предпосылки для патриотического подъема, который явился одним их истоков героизма и мужества советских людей при защите суверенитета Советского государства в 1941 1945 гг. Война заставила по-новому сформулировать и обобщить содержание, направления, формы и средства военно-патриотического воспитания. В начале июля 1941 года Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) опубликовало рекомендации, в которых подчеркивалась необходимость организации циклов лекций, докладов и бесед для разоблачения фашизма, его целей в войне против СССР, прославления подвигов советских воинов на фронтах, передовиков труда в тылу, укрепления единства народов Советского Союза. Управление пропаганды и агитации требовало организовать лекции и беседы о героическом прошлом нашей страны, а также цикл бесед, |