руководства объективно соответствовали извечному стремлению соотечественников не быть под пятой чужеземных завоевателей, к справедливости и поиску правды, спасения для всего мира, которые были подкреплены социалистической идеологией и практикой 20 30-х годов. На этой морально-психологической основе происходит единение, массовая поддержка партийно-государственного руководства народом. С учетом традиций Кавказа, особое напутственное слово в эти дни принадлежало родителям, уважаемым людям, аксакалам. Мать летчика-комсомольца Н. Жилякова со страниц "Адыгейской правды" обращалась к населению Адыгейской автономной области: "Разнесшаяся по радио весть о налете фашистских банд на нашу страну до глубины души возмутила и потрясла нас советских граждан... Мой старший сын, 18летний комсомолец, закончил военную летную школу и в июне отправился в воинскую часть на защиту своей любимой Родины. Я горжусь своим сыном и уверена, что он будет непоколебимо и метко бить зарвавшегося врага. И я сама готова в любую минуту пойти в ряды Красной Армии на помощь раненым бойцам".15 Таких заявлений были тысячи по всему Северному Кавказу. Повседневным делом советских, партийных, комсомольских организаций на Северном Кавказе, как и по всей стране, была агитационно-пропагандистская работа среди населения. Её отличительной особенностью стала массовость, как по числу тех людей, к кому она была обращена, так и по количеству агитаторов, пропагандистов, политорганизаторов. На Северном Кавказе насчитывалось около 60 тыс. агитаторов и пропагандистов, из них 20 тыс. комсомольцы.16 В этом регионе более распространённой формой идейного воздействия па широкие слои населения в разоблачении фашизма были антифашистские митинги трудящихся, женщин, молодёжи. «Над нашей счастливой страной, говорилось в резолюции митинга рабочихнефтяников Грозного, нависла кровавая рука оголтелых фашистских бандитов... Встанем же, товарищи, все как один, на защиту нашего социалистического Отечества, удесятирим бдительность, повысим производительность труда, полностью обеспечим Рабоче-Крестьянскую Армию высококачественным горючим для боевых машин. Каждый день будем увеличивать его выработку, по-боевому выполнять все указания и распоряжения родного Правительства. ..Наше дело правое. Победа будет за нами!».17 78 |
оказать помощь народам Европы, порабощенным фашизмом. Но он же подчеркивал, что с нашей стороны не будет никакого вмешательства в дела других государств. Характер войны советского народа и политика руководства объективно соответствовали извечному стремлению соотечественников не быть под пятой чужеземных завоевателей, к справедливости и поиску правды, спасения для всего мира, которые были подкреплены социалистической идеологией и практикой 20 30-х годов. На этой морально-психологической основе происходит единение, массовая поддержка партийно-государственного руководства народом. Моральный потенциал общества укреплялся военнопатриотическим воспитанием. С содержательной точки зрения её основными направлениями в военные годы были следующие: воспитание веры в справедливость войны Советского Союза (разъяснение ленинских идей о защите социалистического Отечества, справедливости характера и целей Советского Союза в войне); пропаганда преимуществ советского социалистического строя (ликвидация эксплуатации, руководящая роль Коммунистической партии, рост экономического и оборонного могущества СССР, развитие национальных республик и пр.); воспитание на боевых и революционных традициях (история русского народа, исторические герои, полководцы, традиции русской гвардии, учреждение орденов, боевые традиции советского периода, культурно-исторические традиции народов СССР и пр.); пропаганда подвигов советских воинов на фронте, героической борьбы в тылу врага (стойкость в боях, отвага, мужество, массовый героизм и пр.); кинофильмов оборонной тематики, использовались митинги, вечера, концерты художественной самодеятельности, стенная печать и пр. В Ленинграде, например, для бойцов Всевобуча была организована серия передач о военной присяге, каждое положение которой иллюстрировалось конкретными примерами ее выполнения воинами Л Л Красной Армии и флота в борьбе с врагом. Характерно, что из 127 передач для молодёжи, переданных в 1943 году, 31 была посвящена вопросам военно-патриотического воспитания и Всевобуча.21 Повседневным делом советских, партийных, комсомольских организаций была агитационно-пропагандистская работа среди населения. Её отличительной особенностью стала массовость, как по числу тех людей, к кому она была обращена, так и по количеству агитаторов, пропагандистов, политорганизаторов. С конца 1942 года на предприятиях и учреждениях стали практиковаться рабочие собрания и митинги, на которых агитаторы зачитывали ноты Советского правительства по поводу зверств немецко-фашистских захватчиков, знакомили опубликованными Чрезвычайной комиссией с материалами, о расследовании преступлений врага. В 1943 году для докладчиков и беседчиков была разработана специальная методическая лекция «Воспитание ненависти к врагу и любви к Родине». Проводились инструктивные доклады для агитаторов, пропагандистов, политорганизаторов, посвященные в основном текущему моменту. Так, читались доклады: «Фашизм злейший враг человечества», «Что несет фашизм трудящимся?», «Беспощадная месть фашистским варварам священный долг перед Родиной», «Опыт и задачи массовой политической агитации» и другие. Содержание инструктивных докладов должно было формировать чувство любви, патриотизма и гордости за свою Родину, ненависть к |