Д.Т. Валуйский, санинструктор Л.Г. Шрамко, посланцы Карачаевской области писали: "Наше подразделение уничтожило за несколько дней 180 фашистских солдат и офицеров, взяли в плен 30 фашистов, уничтожили 3 пулеметных и одну минометную точки”. Газета "Орджоникидзевская правда" 7 мая 1942 г. подробно раскрыла подвиг снайпера Надира Мидова жителя аула Первомайский Малокарачаевского района, который в боях на Карельском фронте уничтожил 130 фашистов . Такая активная военно-патриотическая работа газет была крайне необходима, так как для усиления подрывной работы в национальных республиках Северного Кавказа фашистами в Берлине был создан "Северо-Кавказский комитет", в Варшаве "Кабардинский национальный комитет" и др. Помешенные же материалы на страницах местных газет способствовали разоблачению замыслов фашистских захватчиков, способствовали консолидации народа, вселяли уверенность в Победе. Пропагандистских приемов, «бьющих точно в цель» было немало. Например, активно использовались возможности пропаганды, основанной на авторитете аксакалов. В одном из постановлений Чечено-Ингушского обкома ВКП (б) прямо указывалось: «В результате проведенной огромной партийно-политической работы партийная организация Республики добилась значительного подъема политической активности трудящихся масс, еще больше объединила вокруг себя кадры советских патриотов, особенно патриотов-стариков»39. В работе по усилению патриотизма на местах старались отразить не только указания центра, но и историческое и региональное, национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции, возрастные, образовательные и другие особенности. Для молодежи здесь проводились собрания, доклады и беседы по истории края, красоте родных мест, истории совместной борьбы русского и местных народов против поработителей. В целях воспитания у молодежи волевого характера, физической закалки, смелости, ловкости и мужества возрождались традиционные народные состязания, соревнования по силе и ловкости. В этой работе, в первую очередь, опирались на тысячелетние патриотические традиции народа. В духе этих традиций было то, что мальчики еще в раннем возрасте допускались в кунацкую часть дома и на завалинку на солнечной стороне улицы для неформального общения с представителями старшего поколения, где постоянно слушали рассказы старших, прислушивались к песням, сказкам и преданиям. Старшее поколение воспитывало у молодежи чувство долга и патриотизма, ненависти к врагам, 85 |
В работе по усилению патриотизма на местах старались учесть не только указания центра, но и историческое региональное, национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции. Для молодежи проводились собрания, доклады и беседы по истории края, красоте родных мест, истории совместной борьбы русского и местных народов против поработителей, возрождались традиционные народные состязания, соревнования по силе и ловкости. На Северном Кавказе, например, где всегда существует уважение к пожилым людям и их мнению, традиция советоваться со старшими их вовлекали в массовую работу с населением. Старики выступали на массовых митингах и собраниях, встречались с жителями горных и равнинных районов. Они сыграли большую роль в развитии патриотического движения, объявляя на многолюдных собраниях по всему региону о необходимости быть на страже Родины.ю Таким образом, военно-патриотическое воспитание в предвоенный период, вопреки всем искривлениям и упущениям, создало в народе предпосылки для патриотического подъема, который явился одним их истоков героизма и мужества советских людей при защите суверенитета Советского государства в 1941 1945 гг. Война заставила по-новому сформулировать и обобщить содержание, направления, формы и средства военно-патриотического воспитания. В начале июля 1941 года Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) опубликовало рекомендации, в которых подчеркивалась необходимость организации циклов лекций, докладов и бесед для разоблачения фашизма, его целей в войне против СССР, прославления подвигов советских воинов на фронтах, передовиков труда в тылу, укрепления единства народов Советского Союза. Управление пропаганды и агитации требовало организовать лекции и беседы о героическом прошлом нашей страны, а также цикл бесед, |