Проверяемый текст
Бодрова, Елена Владимировна; Создание и деятельность системы обеспечения людскими ресурсами действующей армии в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2000)
[стр. 89]

ненавистью всех тех, кто пошел на услужение фашистам и тем самым изменил Родине и матери церкви ...
Каждый из вас, как истый патриот, должен быть всецело с партизанами и если не прямо участвовать в их рядах, то всеми силами им
содействовать!»51 Война показала, что даже в атеистическом обществе в экстремальных условиях войны происходит активизация религиозной активности населения.
Тем более, это характерно для общества традиционного в своей основе.
А именно таковым оставалось советское общество в эти годы.
Если к началу Великой Отечественной войны на Северном Кавказе были закрыты практически все храмы и прекращена деятельность различных религиозных организаций (Ставропольский Крайком ВКП(б) не раз принимал постановления о мерах по улучшению антирелигиозной пропаганды, для борьбы с «религиозными пережитками» привлекались специально подготовленные кадры антирелигиозников, сельская интеллигенция и представители коренного населения, а для усиления атеистического воспитания среди местного населения во всех районах выступали лекторы52), то во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы наблюдался значительный приток людей в религиозные общины.
Активизировалась в эти годы деятельность различных религиозных конфессий.
Духовенство утешало людей в скорби, связанной с потерями родных и близких; шефствовало над госпиталями.
Все это не могло быть не поддержано светскими властями.
Политика общенародного единения на основе патриотизма, народного характера освободительной борьбы не могла игнорировать
интересы верующих, составлявших значительную часть населения страны.
В результате огромных утрат и лишений религиозные настроения среди населения значительно оживились.
Русская православная церковь на протяжении веков активно выступала за единство русских земель, звала людей к духовному единению, защите Отечества от иноземцев.
В первый же день войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий обратился к верующим с призывом встать на защиту Родины, принять посильное участие в оборонной деятельности.
Откликаясь на все основные события в военной жизни страны, он в течение двух лет 23 раза обращался к верующим с патриотическими воззваниями.53
Патриотическая деятельность церкви нашла свое выражение в сборе пожертвований на строительство танков, самолетов, оказании помощи больным и раненым, инвалидам и сиротам войны.
Священнослужители воспитывали верующих в духе мужества и
89
[стр. 296]

верить вражеской пропаганде: «Дорогие братья и сестры из советских районов, временно оккупированных врагом! Немецкие поработители распространяют среди вас лживые сообщения о положении на фронте и в нашей стране! Не верьте фашистским псам! Читайте правду о боевых действиях Красной Армии и о жизни нашей Родины ...
Наше дело правое.
Наша цель ясна и благородна.
Под великим знаменем Ленина Сталина мы доведем нашу героическую борьбу против фашистов до полного их разгрома.»46 Иерархи православной церкви специально обращались к населению оккупированных областей.
Так митрополит Московский и Коломенский Сергий Страгородский обратился в декабре 1942 г.
к «братьям и сестрам, временно находящимся в горькой неволе фашистской оккупации» с призывом к борьбе: «...
Вы, как верные чада русской православной церкви, должны покрыть презрением и ненавистью всех тех, кто пошел на услужение фашистам и тем самым изменил Родине и матери церкви ...
Каждый из вас, как истый патриот, должен быть всецело с партизанами и если не прямо участвовать в их рядах, то всеми силами им
содействовать!»47 Необыкновенной активностью отличалась агитационнопропагандистская работа в освобожденных районах.
Так, например, бюро Астраханского обкома ВКП(б) в ноябре 1944 г.
специально рассмотрело и утвердило мероприятия по активизации этой работы в Степновском районе.
Туда было отправлено 90 библиотечек «Правды», на 10 тыс.
рублей художественной, политической и специальной литературы, радиооборудование.
За октябрь декабрь 1944 г.
группой докладчиков райкомов ВКП(б) в целом по области было прочитано 1597 докладов для 87 197 чел.
Для самих же докладчиков проводились инструктивные семинары.
Только за последние 3 месяца 1944 года 63.
Ворошиловоградским обкомом

[стр.,315]

исторических деятелей XIV XIX веков, земляков героев Великой Отечественной войны.11 Такая же работа проводилась во Владимирской, Ивановской областях, на Урале, Кубани и других местах.112 Политика общенародного единения на основе патриотизма, народного характера освободительной борьбы не могла игнорировать л интересы верующих, составлявших значительную часть населения страны.
В результате огромных утрат и лишений религиозные настроения среди населения значительно оживились.
Русская православная церковь на протяжении веков активно выступала за единство русских земель, звала людей к духовному единению, защите Отечества от иноземцев.
В первый же день войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий обратился к верующим с призывом встать на защиту Родины, принять посильное участие в оборонной деятельности.
Откликаясь на все основные события в военной жизни страны, он в течение двух лет 23 раза обращался к верующим с патриотическими воззваниями.

3 Патриотическая деятельность церкви нашла свое выражение в сборе пожертвований на строительство танков, самолетов, оказании помощи больным и раненым, инвалидам и сиротам войны.
Священнослужители воспитывали верующих в духе мужества и
самоотверженности, призывали к стойкости, сопротивлению врагу, вере в окончательную победу над ним.
Они утешали верующих в скорби, духовно поощряли активную борьбу против захватчиков на фронте и оккупированной территории, самоотверженный труд на нужды фронта.
Взносы Русской православной церкви в фонд обороны страны составили за годы войны более 300 млн.
рублей.
Крупные суммы духовенством и верующими были собраны в Краснодарском крае, Вологодской, Воронежской, Горьковской, Калининской областях, Москве,

[Back]