Проверяемый текст
Бодрова, Елена Владимировна; Создание и деятельность системы обеспечения людскими ресурсами действующей армии в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2000)
[стр. 92]

Основными носителями религиозного сознания в тылу, как показывает проведенное исследование, выступали женщины матери, сестры, жены и невесты, ушедших на фронт мужчин.
Они молились за спасение близких, за победу над врагом и скорейшее окончание войны, искали духовного утешения.
На фронте же, хотя и не столь явно, обращались к вере те, кто постоянно "ходил под Богом".
Не столько опасаясь реакции командования, сколько исходя из того, что вопросы веры сугубо интимные вопросы для любого человека, солдаты редко признавались даже самым близким сослуживцам в своих религиозных верованиях.
Но, часто оказывалось, что при захоронении погибшего, на его теле обнаруживался крестик или полумесяц.
У многих воинов-горцев были при себе талисманы, которые сохранялись в тайне, как и своя, сокровенная молитва.
"Ни в Аллаха, ни в Бога не верю", вспоминал ветеран Великой Отечественной войны, бывший комсорг батальона, минометчик Мансур Абдулин.
Но тут же делал признания совершенно иного рода: "Помню, еше на пути к фронту были нам выданы пластмассовые патрончики с крышкой на резьбе.
Внутри ленточка, которую надо было собственноручно заполнить своими анкетными данными, завинтить патрончик наглухо, чтоб в него не попала сырость, и положить в кармашек.
"Паспорт смерти" так окрестили мы этот патрончик между собой.
Не знаю, кто как, а я тот паспорт выбросил тихонько, чтоб никто не видел, и на его место положил в брюки свой талисман предмет, который я должен буду сберечь до конца войны.
Наверное, у всех моих товарищей были вещи, которые служили им талисманами, но говорить об этом было не принято: талисман "имел силу", если о нем знал только ты сам.
...Если это было суеверие, то были у меня и другие суеверные символы.
В поведении.
С убитых не брал даже часы! И я замечал: как только кто-то нарушал это мое суеверное правило, погибал сам.
Закономерность какая-то действует...
Еще заметил: кто слишком трусливо прячется, обязательно погибает.
Усвоил эту примету настолько, что угадывал: "Убьет!", и редко ошибался".59 Одно из ведущих мест в агитационно-пропагандистской работе занимали исторические темы.
Читались лекции об опыте обороны городов, боевых традициях города и
народа, циклы лекций по истории, о воинском воспитании, выдающихся полководцах и представителях культуры и другие.
Популярны были тематические вечера.

92
[стр. 298]

докладов и тематических вечеров.
Читались лекции об опыте обороны городов, боевых традициях города и
русского народа, циклы лекций по истории, о воинском воспитании, выдающихся полководцах и представителях культуры и другие.
Популярны были тематические вечера
«Наш народ бессмертен», «Ленинград национальная гордость русского народа», «Киров с нами», лекции на литературноисторические темы.
11 тыс.
лекций, значительная часть которых была посвящена военно-патриотическои тематике, за время воины прочитали сотрудники Ленинградского университета.53 Активное участие в пропаганде исторических знаний и культурного наследия принимали члены лекционного бюро при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР, которое было создано 30 июля 1943 г.
В декабре 1943 г.
с лекциями выступали академики Б.Д.
Греков, Л.Н.
Иванов, Е.С.
Варга, И.П.
Трайнин,54 Е.В.
Тарле, В.И.
Нечкина, Н.А.
Семашко, писатели А.Н.
Толстой, Н.А.
Тихонов, Л.С.
Соболев, В.В.
Вишневский, А.А.
Суриков и другие.
Их лекции, которые с 1943 года они читали по всей стране, были большим культурным событием на местах.
Так, член ЦК Ем.
Ярославский в январе 1943 г., выполняя поручение ЦК ВКП(б), объехал ряд областей Урала и Сибири и выступил с 28 докладами о положении на фронтах Отечественной войны и международном положении.
Лекторы выступали с такими докладами, как «Великий русский полководец Суворов», «Кутузов», «Об уголовной ответственности гитлеровцев», «Гитлеровский военный разбой и законы войны», «Оперативное искусство современной войны», «Морально-политическое состояние немецкой армии», «Генерал Брусилов», «Патриотизм русской литературы», «Военное поражение Германии в 1918 г.», « Петр 1 как основатель русского военного искусства» и др.

[Back]