музыкально-вокальный, физического развития театральный, и и изобразительных знания, (два искусств, научный, последних профессионального финансовый отделы литературно-издательский соотносились в районном Пролеткульте с литературным и хозяйственным отделами). Во главе районных, городских и губернских Пролеткультов стояли соответствующие им Советы Пролеткульта, постоянно работающие в лице своих Президиумов. Венчает всю структуру Всероссийская Конференция Пролеткульта (позже её заменит Всероссийский Съезд), куда делегируются представители от Пролеткультов различных уровней. В целом, Пролеткульт представлял собой довольно стройную организацию. Этой точки зрения придерживался известный исследователь Пролеткульта В.В.Горбунов225. В пролеткультовской организации низшие ячейки в лице культурно-просветительных комиссий фабрично-заводских комитетов, наряду с губернскими, городскими и районными Пролеткультами подчинялись центральному Пролеткульту. Местные организации имели примерно такую же структуру, а Всероссийский Совет Пролеткульта работал по схеме, соответствовавшей уставу. Рассматривая Московский Пролеткульт, нельзя сказать, что он дублировал все те отделы, которые определил Всероссийский Пролеткульт. Основываясь на большом опыте работы, проходящей в городе и губернии, Московский Пролеткульт имел возможность координировать свою деятельность, исходя из реальных возможностей и поставленных задач. Несмотря на строго иерархическую систему, Пролеткульты были вольны в выборе методов решения поставленных задач. Однако, даже при таком подходе и на местах, и в центре представители Пролеткульта входили в Отделы внешкольного образования, не теряя тем самым связь с органами власти. Говоря о художественной составляющей в деятельности МПК, необходимо отметить наличие в нем Литературно-Издательского Отдела, 225 Горбунов B.B. В.И.Ленин и Пролеткульт. М., 1974. 125 |
67 принцип коллективизма и согласованности со строением политических и профессиональных организаций, план раскрывает пункт о фабрично-заводском Пролеткульте. Он является низовой организацией в общей структуре Пролеткульта. Важную роль играет основная практическая ячейка фабричнозаводского предприятия культурно-просветительная комиссия. Ей приходится налаживать связи с районными Пролеткультами и организовывать деятельность фабрично-заводского Пролеткульта. В следующих частях плана оговариваются условия деятельности районных, городских и губернских Пролеткультов. Их строение имеет свою особенность: районные Пролеткульты образуются двумя путями. Либо из фабзавкомов, находящихся в крупных промышленных центрах, либо из тех фабрично-заводских комитетов, которые разбросаны по уезду. Аналогично идёт образование городских и губернских Пролеткультов. В промышленных центрах городской Пролеткульт объединяет районные Пролеткульты, а в масштабе губернии районные Пролеткульты объединяются в губернские. Расширяя функции определённые Уставом, план предусматривает наличие не семи, а девяти отделов в рамках районных, городских и губернских Пролеткультов. Это инструкторско-агитационный, клубный, музыкально вокальный, театральный, изобразительных искусств, физического развития и профессионального знания, научный, литературно-издательский и финансовый отделы (два последних соотносятся в районном Пролеткульте с литературным и хозяйственным отделами). Во главе районных, городских и губернских Пролеткультов стоят соответствующие им Советы Пролеткульта, постоянно работающие в лице своих Президиумов. Венчает всю структуру Всероссийская Конференция Пролеткульта (позже её заменит Всероссийский Съезд), куда делегируются представители от Пролеткультов различных уровней. В целом, Пролеткульт представлял собой довольно стройную организацию. Этой точки зрения придерживался известный исследователь 68 Пролеткульта В.В.Горбунов. В пролеткультовской организации низшие ячейки в лице культурно-просветительных комиссий фабрично-заводских комитетов, наряду с губернскими, городскими и районными Пролеткультами подчинялись центральному Пролеткульту. Местные организации имели примерно такую же структуру, а Всероссийский Совет Пролеткульта работал по схеме, соответствовавшей уставу. Рассматривая Московский Пролеткульт, нельзя сказать, что он дублировал все те отделы, которые определил Всероссийский Пролеткульт. Основываясь на большом опыте работы, проходящей в городе и губернии, Московский Пролеткульт имел возможность координировать свою деятельность, исходя из реальных возможностей и поставленных задач. Несмотря на строго иерархическую систему, Пролеткульты были вольны в выборе методов решения поставленных задач. Однако, даже при таком подходе и на местах, и в центре представители Пролеткульта входили в Отделы внешкольного образования, не теряя тем самым связь с органами власти. Указывая на особенности организационного строения МПК, необходимо отметить наличие в нем Литературно-Издательского Отдела, Отдела Изобразительного искусства, Театрального Отдела, Тонально-Пластического Отдела, Музыкального Отдела, Отдела Физической культуры, Клубного Отдела, Финансового и Хозяйственного Отделов, а также Общей Канцелярии. Наиболее крупными являлись Клубный, Литературно-Издательский, Изобразительного искусства и Театральный отделы. Отделы Пролеткульта строились по следующей схеме: контроль над ними осуществлялся Президиумом Пролеткульта, который назначал заведующего отделом и если это был крупный отдел, то и заместителя заведующего. Президиум утверждал также коллегию отдела, куда входили председатель зав. отделом, зав. секциями, по одному представителю от инструкторов и преподавателей, а также от старостата студий. В тех случаях, если отдел был велик или это Горбунов В.В. В.И.Ленин и Пролеткульт. М., 1974. |