«Кузница» и в журнале «Твори». Суровые условия нефинансирования Пролеткульта привели к тому, что Литстудия МПК закрылась в 1922 году из-за отсутствия средств. К сожалению, литературная работа не всегда осуществлялась гладко и последовательно. В 1920 году было заметно некоторое торможение в работе ЛИТО. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что уже в 1919 году стали популярны печатные издания Пролеткульта в виде журналов и книг, выпускаемых под заголовком «Библиотека Пролеткульта». Работала Студия пролетарских писателей. В Центральном Государственном Архиве Московской области, в фонде Пролеткульта, содержатся противоречивые сведения о работе ЛИТО. С одной стороны, есть отчёты ЛитературноИздательского Отдела за 1919 и январь-апрель 1920 года, а с другой, есть данные, что Литературно-Издательский Отдел был организован 21 августа 1920 года255. Здесь не совсем ясно о каком отделе идёт речь, ибо и конференции Всероссийского создание Косвенно, в по Московского Совета данным своих Пролеткульта (1919 (1918 год) год), и съезд Пролеткульта о составе предусматривали отделов. можно Студии структурах Литературно-Издательских Литературной предположить, что это был всё-таки ЛИТО Центрального Пролеткульта. Во-первых, здесь есть указания о вхождении в студию не только москвичей, вхождении но и представителей студии в от других Пролеткультов, от Всероссийского съезда пролетарских писателей. Во-вторых, упомянуто о этой Литературно-Издательский отдел, организованный 21.08.1920 г. на общем собрании . Мы вправе предположить, что в условиях мобилизации на войну, неразберихи ЛИТО Центрального Пролеткульта приостановил работу и вновь возобновил её через какое-то время. Есть предположение, что такая неразбериха могла ЦГАМО. Ф. 880. Оп.1. Д.21. Л.28. Там же. Д.21.Л.23. 143 |
84 культурно-просветительных организациях, вовлеченных в сферу действия Пролеткульта. В это же время было решено организовать Литературную Студию Московского Пролеткульта и проводить там постоянные учебные курсы с привлечением крупных литературных работников того времени: 1 СО А.Белого, Вяч. Иванова, Ходосевича, Богданова и др. Литературная студия включала в себя: отделы языка, прессы, истории литературы. Целью студии, как и многих других подразделений МПК, стало создание кадров опытных инструкторов-руководителей литстудий на местах. С весны 1919 года Литстудия работала в двух направлениях: в Наркомпросе, в журнале "Кузница" и в журнале "Твори". Суровые условия нефинансирования Пролеткульта привели к тому, что Литстудия МПК закрылась в 1922 году из-за отсутствия средств. К сожалению, литературная работа не всегда осуществлялась гладко и последовательно. В 1920 году было заметно некоторое торможение в работе ЛИТО. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что уже в 1919 году стали популярны печатные издания Пролеткульта в виде журналов и книг, выпускаемых под заголовком «Библиотека Пролеткульта». Работала Студия пролетарских писателей. В Центральном Государственном Архиве Московской области, в фонде Пролеткульта, содержатся противоречивые сведения о работе ЛИТО. С одной стороны, есть отчёты Литературно-Издательского Отдела за 1919 и январь-апрель 1920 года, а с другой, есть данные, что ЛитературноИздательский Отдел был организован 21 августа 1920 года.159 Здесь не совсем ясно о каком отделе идёт речь, ибо и конференции Московского Пролеткульта (1918 год), и съезд Всероссийского Совета Пролеткульта (1919 год) предусматривали создание в своих структурах Литературно-Издательских отделов. Косвенно, по данным о составе Литературной Студии можно предположить, что это был всё-таки ЛИТО Центрального Пролеткульта. Вопервых, здесь есть указания о вхождении в студию не только москвичей, но и ЦГАМО. Ф. 880. Оп.1. Д.1. Л.18. Там же. Д.21. Л.23. 85 представителей от других Пролеткультов, от Всероссийского съезда пролетарских писателей. Во-вторых, упомянуто о вхождении этой студии в Литературно-Издательский отдел, организованный 21.08.1920 на общем собрании.160 Мы вправе предположить, что в условиях мобилизации на войну, неразберихи ЛИТО Центрального Пролеткульта приостановил работу и вновь возобновил её через какое-то время. Есть предположение, что такая неразбериха могла быть связана с решением об объединении МПК и Московского Губернского ПК, которое с первой попытки не увенчалось успехом. Ещё одним подотделом ЛИТО являлась Литературная Мастерская Художественного Слова (Лаборатория). Как в крупнейший, занимающийся практической работой подотдел, в Лабораторию входили историческая, редакционная, драматическая, корреспондентская, научно-методическая секции, а также секция беллетристики и стихов. Её задачей являлась «разработка Пролеткульта методов и литературного творчества на основе идеологии отделов обслуживание литературным материалом Пролеткульта».161 Костяк Лаборатории составляли 10 мастеров, а учащиесяподмастерья могли поступать туда в неограниченном количестве. Наряду с Лабораторией МХС по предложению В. Плетнёва в августе 1921 года была создана Единая Мастерская Художественного Слова при ЦК ПК и МПК.162 Мы уже отмечали, что многие пролеткультовские кружки и студии, хотя и подчинялись ЦК ПК, по сути дела вели работу в Московском Пролеткульте. Особенно это стало характерным явлением ближе к середине 20-х годов. В связи с реорганизацией Московского Пролеткульта, к 1925 году, ЛитературноИздательский Отдел вошёл в Художественную Клубную Секцию КлубО. При этом, естественно, его работа не была забыта или оторвана от всей работы МПК. Это был один из винтиков большого механизма, который обеспечивал °ЦГАМО. Ф. 880. Оп.1. Д.21. Л.28. 1 Там же. Д.28. Л.22. 2 Там же. Л. 16. |