Проверяемый текст
Место Союза русских художников среди художественных объединений Серебряного века · Ленкова, Е. В.; Lenkova, E. V. 2010,
[стр. 45]

Подытоживая деятельность объединения «Бубновый валет», можно сделать вывод, что это художественное сообщество знаменовало собой ранний этап развития русского авангарда.
Отношение художников Союза к увлечению молодых живописцев авангардными течениями было резко отрицательным: «Разные
крайние течения, как кубофутуризм, супрематизм и другие, ввергли искусство в полнейший упадок...» .
Это высказывание принадлежит Л.
О.
Пастернаку, одному из членов объединения.
Как педагог, он видел угрозу для
реалистической традиции живописи в чрезмерном увлечение новейшими формальными поисками молодежи.
Консервативность взглядов
представителей Союза позволила им, вместе с тем, сплотить вокруг себя единомышленников и сохранить свои идеалы, передав затем их своим ученикам.
На протяжении всего периода существования объединения в московских учебных заведениях ведущее место среди
преподавателей занимали самые видные мастера Союза русских художников.
Так, например, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
натурный класс вели художники А.
Архипов и Л.
Пастернак,
жанрово-портретный К.
Коровин и С.
Малютин, класс пейзажа А.
Васнецов, в общеобразовательных классах и
офортной мастерской преподавал С.
Иванов; в Строгановском училище преподавали К.
Коровин, К.
Первухин, С.
Иванов; во главе двух московских частных
студий стояли К.
Юон и С.
Жуковский.
Учитывая все это, становится понятным, какую громадную роль сыграли мастера Союза в обучении не одного поколения художников.
Кроме того, Московская школа и особенно Московское училище живописи, ваяния и зодчества в эти годы приобретают
огромный авторитет среди молодежи.
С приходом этих художников училище становится
«школой высшего мастерства».
Сергеевич С.
[Сергей Глаголь].
К двадцатипятилетию выставок картин учеников училищ живописи, ваяния и зодчества.
Каталог
25-й выставки МУЖВЗ.
М., 1902.
45 83
[стр. 1]

Е.
В.
Ленкова.
Место Союза русских художников среди художественных объединений...
171 4.
Дмитриев Ю.
А.
Номер // Эстрада России.
ХХ век.
Энциклопедия.
М., 2004.
5.
Дмитриев Ю.
А.
Искусство советской эстрады.
М.: Молодая гвардия, 1962.
6.
Зись А.
Я.
Искусство и эстетика.
М.: Искусство, 1967.
7.
Кузнецов Е.
М.
Из прошлого русской эстрады.
М.: Искусство, 1958.
8.
Лапкина Г., Чепуров А.
Спектакль как предмет научного изучения // Границы спектакля.
СПб., 1999.
9.
Райкин А.
И.
Эстрада – это номер // Эстрада: что? где? зачем? М.: Искусство, 1988.
10.
Утёсов Л.
О.
С песней по жизни.
М.: Искусство, 1961.
11.
Шереметьевская Н.
Танец на эстраде.
М., 1985.
12.
Штокбант И.
Р.
Эстрадный номер (Некоторые вопросы теории и практики).// Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в вузе.
Л.: ЛГИТМиК, 1987.
Статья поступила в редакцию 11.11.2010 г.
УДК 7.036(470) + 75.051(470) Е.
В.
Ленкова МЕСТО СОЮЗА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ СРЕДИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Статья посвящена творческой деятельности объединения Союз русских художников (1903–1923) в сопоставлении с другими художественными группами, создававшимися в Москве и Санкт-Петербурге в конце XIX – начале ХХ в.
Объектом исследования является Союз русских художников и ряд других крупных художественных объединений начала ХХ в.
Москвы и Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – творческий метод мастеров Союза русских художников (темы, технические приемы) в сравнении с ведущими художественными объединениями начала ХХ в.
Впервые сопоставляется деятельность Союза русских художников с другими творческими группами начала ХХ в.
в тесной взаимосвязи с ними.
Выявлены особенности художественного мастерства, главные темы творчества ведущих мастеров Союза, позволившие объединению занять ведущее положение в художественной жизни России начала ХХ в.
Большой интерес искусство Союза вызывает в начале ХХI в., поэтому возникла необходимость оценить его деятельность с позиций нашего времени.
К л ю ч е в ы е с л о в а: русское искусство Серебряного века, реалистическая живопись, пейзаж, импрессионистическая техника, Союз русских художников.
Рубеж XIX–XX вв.
занимает особое место в истории русского искусства.
В этот период происходит переосмысление достижений прошлой эпохи, и идет поиск дальнейших путей развития русской художественной культуры.
Активно создаются художественные объединения, претендующие на ведущую роль в ЛЕНКОВА Елизавета Владимировна – соискатель Российского государственного гуманитарного университета (Е-mail: [email protected]).
© Ленкова Е.
В., 2010 172 Искусствоведение изобразительном искусстве России.
Изучаемая эпоха рождала совершенно новые художественные идеи, которые часто были довольно противоречивыми, что отражалось на эстетической платформе художественных объединений.
В частности, образуется много «кружков», литературных и художественных групп, искавших поддержку своим творческим интересам.
На этом пестром фоне Союз русских художников был наиболее творчески активной и самой жизнестойкой художественной организацией рубежа веков, которая в своей эстетической платформе сознательно отводила большое место реалистическим традициям XIX в.
В связи с этим важно определить ту роль, которую сыграл Союз русских художников в художественной жизни Серебряного века, чем отличался от современных ему течений.
На формирование Союза особенно повлияли два обстоятельства, сыгравшие большую роль в художественной жизни России, и прежде всего Москвы.
Первое было связано с традициями, сложившимися в Московском училище живописи, ваяния и зодчества второй половины XIX в.
В отличие от устоев СанктПетербургской Академии художеств, они способствовали приобщению молодежи к новым завоеваниям искусства, связывая вопросы профессиональной выучки с живым и чутким отношением к жизни.
В мастерских В.
И.
Перова, А.
К.
Саврасова, В.
Д.
Поленова и позже в классах В.
А.
Серова и К.
А.
Коровина учащиеся из «первых рук» знакомились с лучшими достижениями русской и европейской живописи.
Все это давало многим современникам достаточно оснований считать, что «Училище всегда шло в первых рядах русского искусства живописи» [4, 22].
Поэтому нет ничего удивительного в том, что преподаватели и выпускники Московского училища» не раз оказывались тогда «виновниками» очень интересных и важных событий русской художественной жизни.
Другое обстоятельство – деятельность абрамцевского кружка.
Его расцвет, как известно, относился к предшествующему периоду русского искусства, но воздействие родившихся в нем идей, настроений, творческих принципов сказалось значительно позже.
Рассматривая в целом картину художественной жизни рубежа XIX–XX вв., можно отметить, что наряду с крупными и значительными объединениями, такими как Товарищество передвижных художественных выставок, «Мир искусства», а несколько позже – Союз русских художников, действует множество не менее весомых художественных группировок.
Первое относительно крупное новое художественное общество организовалось в рассматриваемый период в Москве.
Это Московское товарищество художников, официальная история которого началась в феврале 1890 г.
(время утверждения Устава), а фактическая – тремя годами ранее.
Состав первых выставок Товарищества был необычайно пестр, и в этом смысле он очень хорошо выявил переходное состояние русского искусства 1890-х гг.
Многими именами и картинами был представлен типичный для поздней бытовой живописи XIX в.
«домашний» жанр, где повседневная, однообразно текущая жизнь простого человека воспринималась столь же рядовым «незаинтересованным» взглядом (В.
Мешков, А.
Сильверсван, А.
Соколов, Я.
Турлыгин и др.).
Мало отличался от него и выставлявшийся в большом количестве «пленэрный» жанр.
Иногда такие картины Е.
В.
Ленкова.
Место Союза русских художников среди художественных объединений...
173 писались с частичным использованием импрессионистической техники, и их связь с пейзажной этюдной живописью придавала им порой более свежий и непосредственный характер (В.
Симов, М.
Молов, К.
Высоцкий, Ф.
Рерберг, В.
Мешков и т.
д.).
Здесь же экспонировались и светские портреты, находившиеся часто на грани академического салона.
Начиная с середины 1890-х гг., вся последующая художественная жизнь Москвы была самым тесным образом связана с творчеством К.
Коровина, деятельным участником выставок Московского товарищества художников, а позже и с его педагогической практикой.
Большая полемика велась вокруг коровинского импрессионизма.
В художественной среде заинтересовались в первую очередь заключенными в нем возможностями обогащения лирической выразительности образа, его способностями обострить и активизировать индивидуально-художническое начало в живописи.
Именно К.
Коровин становится центральной фигурой в Союзе русских художников, и в дальнейшем название этой группы стало означать не только выставочное объединение, но и вполне определенное течение русской живописи первых двух десятилетий XX в., связанное с импрессионистическим видением.
Можно отметить, что первые годы XX в.
завершили перегруппировку художественных сил России, которая началась в 90-х гг.
прошлого столетия.
Возникновение в конце 1903 г.
Союза русских художников, объединившего «мирискусников» с экспонентами выставок «36-ти», воспринималось естественным компромиссом, хотя на самом деле означало явную победу московской живописной школы.
Позднеакадемическую салонную живопись в первые годы ХХ в.
представляло Петербургское общество художников.
Во многом оно было антиподом Московского товарищества художников, тесно связанного с реалистическим творчеством своих предшественников, но вместе с тем проявлявшего интерес к новым исканиям в искусстве.
В 1904 г.
возникает «Новое общество художников», не имевшее ярко выраженной эстетической платформы и видевшее главный смысл своего существования в организационно-выставочной работе.
С 1904 по 1917 г.
Общество организовало 10 выставок, в которых приняло участие более 180 художников.
Эстетическую платформу живописцев этого объединения составлял неоклассицизм, основанный на высокой академической школе, хотя в его выставках постоянно участвовали и представители новаторских течений (Д.
Д.
Бурлюк, В.
В.
Кандинский, М.
В.
Матюшин, А.
А.
Экстер, А.
Г.
Явленский и др.).
Творческий облик некоторых его ведущих членов – живописцев и архитекторов – свидетельствовал о причастности общества к возрождению в русском искусстве неоклассических тенденций.
Среди новых художественных обществ и кружков 1900-х гг.
Союз русских художников придерживался средней линии: его представители не принимали как академизм и творчество поздних передвижников, так и новаторских, авангардных экспериментов молодежи.
Их работы всегда свидетельствовали о приверженности к реалистической школе живописи, которую они обогащали импрессионистическими приемами.
174 Искусствоведение Говоря о художественных организациях начала ХХ в., надо отметить, что важнейшими центрами творческой жизни стали редакции журналов.
В 1904 г.
В.
Я.
Брюсов и Ю.
К.
Балтрушайтис при помощи мецената С.
А.
Полякова основали журнал «Весы» и издательство «Скорпион».
Конкуренцию «Весам» с 1906 г.
составил журнал «Золотое руно», который в Москве издавал Н.
П.
Рябушинский.
Новое издание мыслилось и формировалось как продолжение петербургского «Мира искусства», в 1904 г.
уже закончившего свою деятельность.
Москва тогда активно начала выдвигаться в качестве художественного центра русского искусства.
Культивируемый здесь дух свободы способствовал активизации творческих сил московских художников, смелого их новаторства при сохранении у москвичей глубинной внутренней связи с национальными традициями.
В 1907 г.
в Москве была открыта выставка, организованная «Золотым руном», «Голубая роза».
«Голубая роза» воплотила и выразила эстетические принципы символизма в изобразительном искусстве.
Искусство пришло к выражению нематериальных категорий – образов подсознания: эмоций, чувств, ощущений – и приблизилось к принципам музыкального творчества.
В основе голуборозовской живописи, как в музыке, лежат ритм, эмоциональная выразительность линии, тонкая цветовая интонация.
Вместе с тем, став вершиной русского символизма 1900-х гг., «Голубая роза» обнажила и большие проблемы, перед которыми оказалось это художественное направление.
Дальше следовать по этому пути было некуда, материальное по своей природе пластическое искусство оказалось перед проблемой растворения, исчезновения.
В живописи многих художников «Голубой розы» оригинально использованы импрессионистические приемы, приобретшие у них иное смысловое значение.
Например, крупные мазки импрессионистов стали у «голуборозовцев» более плотными и длинными, подобно водяным струям (как у П.
Кузнецова) или языкам пламени (как у В.
Милиоти), что придавало картинам особую декоративность и усиливало эмоциональную выразительность.
Поэтика символизма претворялись в их работах в феерических образах-видениях, в зыбких и переливчатых, как бы «музыкальных», красочных гаммах.
Работы молодых живописцев М.
Ларионова, П.
Кузнецова, С.
Судейкина, Н.
Гончаровой и других мастеров, участвовавших в выставках «Голубой розы», во многом предвещали будущие авангардные экспозиции.
Первой экспозицией такого рода и стала выставка «Золотое руно», открывшаяся весной 1908 г.
в Москве в качестве продолжения деятельности «Голубой розы».
Затем последовали еще две выставки.
Это были совместные выступления русских и французских художников новых и новейших течений, уникальные по масштабу и составу участников, сыгравшие судьбоносную роль в истории русского искусства ХХ столетия и давшие мощный импульс развитию русского авангардного движения.
На третьей выставке «Золотого руна» (1909–1910) появились некоторые московские художники, образовавшие вскоре общество «Бубновый валет».
Те художественные задачи, которые ставили перед собой «бубнововалетовцы», решались с использованием приемов как постимпрессионизма (так называемый русский сезаннизм), так отчасти фовизма и кубизма.
Встречались здесь и элементы Е.
В.
Ленкова.
Место Союза русских художников среди художественных объединений...
175 русского народного творчества, например, росписи.
Они работали преимущественно в жанрах натюрморта, портрета или пейзажа.
При этом их основной проблемой было изображение объема предмета и передача формы.
В целом живопись художников «Бубнового валета» отличается эпатажностью, темпераментностью сюжета, яркостью красок.
Через выставки «Бубнового валета» прошли почти все авангардные художники России, многие французские и немецкие фовисты, кубисты, абстракционисты-супрематисты, футуристы, примитивисты, будущие конструктивисты.
В рядах «Бубнового валета» значились такие величины, как Казимир Малевич, Фальк, Гончарова, Ларионов, Татлин, Федотов, Экстер, братья Бурлюки, Розанова, Кульбин, Бруни, Удальцова, Клюн, Осмеркин, Марк, а в организованных обществом выставках принимали участие Пикассо, Матисс, Грис, Шагал, Валентина Ходасевич, Леже, Дерен, Ле Фоконье, Вламинк, Марке, Ван Донген, Мюллер.
Подытоживая деятельность объединения «Бубновый валет», можно сделать вывод, что это художественное сообщество знаменовало собой ранний этап развития русского авангарда.
Отношение художников Союза к увлечению молодых живописцев авангардными течениями было резко отрицательным: «Разные
крайние течения, как кубофутуризм, супрематизм и другие, ввергли искусство в полнейший упадок...» [3, 239].
Это высказывание принадлежит Л.
О.
Пастернаку, одному из членов объединения.
Как педагог, он видел угрозу для
реалистической традиции живописи в чрезмерном увлечение новейшими формальными поисками молодежи.
Консервативность взглядов
представителей Союза позволила им, вместе с тем, сплотить вокруг себя единомышленников и сохранить свои идеалы, передав затем их своим ученикам.
На протяжении всего периода существования объединения в московских учебных заведениях ведущее место среди
преподавателей занимали самые видные мастера Союза русских художников.
Так, например, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
натурный класс вели художники А.
Архипов и Л.
Пастернак,
жанрово-портретный – К.
Коровин и С.
Малютин, класс пейзажа – А.
Васнецов, в общеобразовательных классах и
офортной мастерской преподавал С.
Иванов; в Строгановском училище преподавали К.
Коровин, К.
Первухин, С.
Иванов; во главе двух московских частных
студий стояли К.
Юон и С.
Жуковский.
Учитывая все это, становится понятным, какую громадную роль сыграли мастера Союза в обучении не одного поколения художников.
Кроме того, Московская школа и особенно Московское училище живописи, ваяния и зодчества в эти годы приобретают
огромный авторитет среди молодежи.
С приходом этих художников училище становится
«школой высшего мастерства» [2, 295].
Возвращаясь к художественным объединениям и их роли в культурной жизни России того времени, стоит отметить, что они часто являлись проводниками определенных идейно-эстетических программ.
Наряду с этим они нередко вели учебно-образовательную, музейную, издательскую и просветительскую работу, занимались благотворительной деятельностью, устраивали публичные и закрытые клубные мероприятия.
Большинство художественных объединений еще выступали в качестве организаторов выставочно-коммерческой деятельности.
На 176 Искусствоведение пример, в Петербурге в последней четверти XIX – начале ХХ в.
выставочной деятельностью занимались, помимо уже упоминавшихся объединений, Общество выставок художественных произведений, Общество русских акварелистов (1880– 1918), Санкт-Петербургское общество художников (1890–1918), Общество архитекторов-художников (1903–32), Товарищество художников (1904–24), Русское художественно-промышленное общество (1904–17), Община художников (1908–30), «Художественно-психологическая группа «Треугольник»« (1908–10), общество «Союз молодежи» (1909–13), Товарищество независимых художников (1910–17), Внепартийное общество художников (1912–17), Художественно-артистическая ассоциация (1912–14), Весенние выставки в залах Академии художеств (1897–1918).
Среди подобных объединений Союз русских художников выступает как одна из ведущих московских организаций, сыгравших значительную роль в популяризации искусства.
За время своего существования Союз на 20 своих выставках (учитывая также обе выставки «36-ти художников»), устроенных в Москве, Санкт-Петербурге (Петрограде), сумел показать творчество почти 200 художников, большинство из которых принадлежало к числу наиболее значительных мастеров конца XIX – начала XX в.
В сравнении с другими художественными группировками того времени творческая деятельность Союза русских художников представляется более сплоченной в идейном отношении и стилистически цельной.
Это выражалось как в тематике, так и выборе художественных приемов.
Характерными сближающими живописцев Союза особенностями были известная «импрессионистичность» художественного мышления, которая не уничтожала правдивости изображаемого, а придавала им большую свежесть и остроту, а также свободная, «эскизная», манера живописи, в которой большую роль играл сам красочный мазок.
Эта особенность выделяла представителей Союза среди представителей других художественных объединений того времени, чьи творческие поиски шли в русле западных модернистских течений.
Основным жанром на выставках была пейзажная живопись, представители которой (А.
Архипов, С.
Виноградов, С.
Жуковский, Л.
Туржанский, П.
Петровичев, А.
Степанов, К.
Юон и др.) составляли наиболее значительную группу в объединении.
Кроме пейзажа постоянно присутствовали произведения натюрмортной (К.
Коровин, П.
Петровичев, М.
Яковлев) и интерьерной живописи (С.
Жуковский, С.
Виноградов, А.
Средин), однако здесь они не представляли самостоятельные области живописного искусства, так как по своему решению (например, цветы и фрукты на фоне природы в солнечный день на натюрмортах К.
Коровина; комнаты, освещенные солнцем, пейзажи за окнами, цветы на подоконниках, как в изображениях интерьеров С.
Жуковского) и по своим художественным задачам (раскрыть гармоническую красоту природы, передать поэтическую радость бытия человека), по сути, были разновидностями пейзажного жанра.
Демонстрируемые на выставке портреты (И.
Бродский, Г.
Бобровский.
Л.
Дурнов, С.
Малютин, К.
Коровин, А.
Савинов), исторические картины (В.
Суриков, А.
Васнецов), бытовые картины (С.
Виноградов, А.
Степанов) также представляли собой главным образом «пейзажный вариант» этих жанров, что еще больше подчеркивало общность творческих интересов художников Союза, особенно во втором периоде его существования.
Е.
В.
Ленкова.
Место Союза русских художников среди художественных объединений...
177 Помимо единой жанровой специализации, для ведущих мастеров Союза русских художников характерна и общая тематическая направленность.
Тема жизни русской природы, жизни крестьянской деревни, которая разрабатывалась в самых разных аспектах, целиком и полностью занимает интересы подавляющего большинства «союзников», воплощающих ее в произведениях жанровой и натюрмортной, пейзажной и интерьерной живописи.
Общая увлеченность художников главным образом одной темой придавала неповторимый творческий облик этому объединению.
Во многом произведения московских мастеров соприкасались с искусством их непосредственных предшественников – передвижников: и любовь ко всему родному – к России, природе, народу, и понимание своеобразия и прелести всего этого богатейшего, «эстетически все еще мало освоенного жизненного материала» [1, 31].
Эти особенности делали облик выставок Союза ярко выраженным и стилистически единым по сравнению с другими художественными объединениями начала ХХ в.
С появлением Союза русских художников оформилась эстетика, творческие истоки которой были связаны главным образом с 1890 гг., с теми новыми тенденциями, которые выявились в русском изобразительном искусстве в конце XIX в.
Относительная целостность эстетики «союзников» основывалась прежде всего на ее полемической направленности: против академизма и позднего передвижничества, с одной стороны, и против новейших формальных поисков поколения молодых художников – с другой.
В таком качестве Союз представлял тогда прочную центростремительную силу в обострившейся художественной борьбе начала XX в.
Деятели Союза обогатили национальное реалистическое искусство импрессионистическим видением мира.
Свойственные русской школе живописи движение к свету, краскам, воздуху, потребность в духовно-лирическом и «отрадном» на долгом пути развития русского импрессионизма неизменно соединялись с темами любви к Родине, ее природе, истории и обычаям.
За время своего существования (с 1903 по 1923 г.) Союз русских художников завоевал уважение и признание публики и критики, а само название Союз русских художников даже стало означать не просто выставочное объединение, но и вполне определенное течение русской живописи первых двух десятилетий XX столетия, не только оставившее глубокий след в отечественном изобразительном искусстве, но и ставшее одним из символов Серебряного века.
1.
Кауфман Р.
С.
Союз русских художников // История русского искусства.
Т.
X.
Кн.
2.
М., 1969.
2.
Константин Коровин.
Жизнь и творчество.
Письма.
Документы Воспоминания.
М., 1963.
3.
Пастернак Л.
О.
Записки разных лет.
М., 1975.
4.
Сергеевич С.
[Сергей Глаголь].
К двадцатипятилетию выставок картин учеников училищ живописи, ваяния и зодчества.
Каталог
25-й выставки МУЖВЗ.
М., 1902.
Статья поступила в редакцию 8.09.2010 г.

[Back]