§2. Организационные основы московских союзов творческой интеллигенции в период революций и гражданской войны. Сложившаяся в России ситуация после Февраля 1917 г. привела художественную интеллигенцию к тому, что большинство творческих объединений стало распадаться. В интересах защиты своей деятельности актеры, музыканты, художники возникли союзы театральных вынуждены служащих, были объединяться в актеров, оркестрантов, профессиональные союзы уже на принципиально новой основе. Так художников и другие. Они были немногочисленными и в начале не связанными между собой. Это походило скорее на стремление сочетать дореволюционные принципы кружков творческой интеллигенции с новыми революционными веяниями. Цели и задачи этих организаций были разными по своей сути: если профсоюзы работников искусств стремились защитить всевозможными средствами право деятелей культуры на творчество, помочь им в обеспечении сносных бытовых условий жизни, получении средств к существованию, то Союз деятелей искусств стремился определиться прежде всего как независимая от власти организация, которая могла бы взять в свои руки все художественное «устроение страны»117. В мае 1917 г. состоялся первый съезд культурно-просветительных организаций Московского Военного округа, создавший культурнопросветительную Бюро Советов Лигу. По решению съезда Рабочих и Солдатских она должна была с существовать как автономное учреждение при Московском областном Депутатов. Совместно культпросветотделом Московского Совета Солдатских Депутатов Лига организовала «Лекторские курсы», где лекции по социализму вёл А. А. Богданов . 117 118 118 ЦГАМО. Ф. 5830. Оп. 1. Д. 6. Л. 28. Там же. 62 |
57 Глава 2 СТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ПРОЛЕТКУЛЬТОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. §1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОСКОВСКОГО ПРОЛЕТКУЛЬТА Создание единой пролеткультовской организации совпало по времени с переходным периодом в истории России. 1917 год стал годом двух революций, коренным образом изменивших облик нашей страны. Менялись традиции, устои общества, идеология. На повестку дня был поставлен вопрос об организации культурно-просветительной работы. Данная необходимость была продиктована потребностью общества, стоявшего на развилке путей дальнейшего развития страны. Процессы культурной работы уже широко охватили армию и флот. В мае 1917 года состоялся первый съезд культурнопросветительных организаций Московского Военного округа, создавший культурно-просветительную Лигу. По решению съезда она должна была существовать как автономное учреждение при Московском областном Бюро Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. Совместно с культпросветотделом Московского Совета Солдатских Депутатов Лига организовала " Лекторские 1 1 О курсы ", где лекции по социализму вёл А. А. Богданов. Ещё одна быстро набиравшая силу структура, Российская Социалдемократическая Рабочая Партия, предприняла первые шаги в области организации культпросветработы сразу же после революционных событий февраля 1917года. Уже 6 марта Петроградский Комитет РСДРП, рассматривая вопрос о культурных организациях, постановил: " Предложить организацию таковых каждому районному комитету, причём предложить районным и i n подрайонным комитетам открыть социал-демократические рабочие клубы" Сильная петроградская большевистская ячейка позволила в ближайшее время охватить работой Нарвский, 1-ый Городской, Выборгский, Московский и ряд ЦГАМО. Ф. 5830. Оп. 1. Д. 6. Л. 28. Правда, 1917.03.08. |