Проверяемый текст
Юдин Михаил Вячеславович. Деятельность Московского Пролеткульта в 1918 - 1925 гг. (Диссертация 2001)
[стр. 66]

политических изменений.
В эти дни большевики вновь выдвинули лозунг о передачи власти Советам.
Ссылка на параллельность культурной борьбы вместе с политической и экономической ярко характеризовала курс, взятый Центральным Комитетом РСДРП (б) 10 октября 1917 года.
На конференции культпросветорганизаций был создан Центральный Комитет.
Его
почетным председателем был избран А.В.
Луначарский, председателем Исполнительного Бюро
М.И.
Калинин.
Ответственным организатором школьного отдела стала Н.К.
Крупская, литературный отдел возглавил П.И.
Лебедев-Полянский, театральный и кинематографический В.В.
Игнатов, организационный С И .
Шульга.
Те решения, которые принимались на конференции, в перспективе должны были распространиться
по всей России, но в первую очередь, её центральным районам.
Поэтому конференция в Петрограде дала серьёзный
толчок развитию пролеткультовского движения в стране.
Присутствовавшие
на конференции представители Петроградского Комитета РСДРП(б), Советов рабочих и солдатских депутатов, профессиональных союзов, фабзавкомов Петроградского комитета Союза социалистической рабочей молодёжи, городских и районных дум, полковых комитетов, крестьянских землячеств, Петроградского комитета партии эсеров поддержали резолюцию, в которой говорилось о необходимости «положить начало организации пролетарского культурнопросветительного движения в Петрограде, для согласования на этом ~ 123 поприще разрозненных усилии Через несколько дней после Петроградской конференции, 25 октября 1917 г.
в Московской печати появилось
сообщение, содержавшее призыв к «интеллигентному пролетариату» и «пролетариату физического труда» объединить все социалистические силы в культурной работе, но при этом Пролетарская культура.
Известия.
Пг., 1918.
№1 .
С.З.
66
[стр. 60]

60 В резолюции, принятой конференцией, отмечалось, что строительство пролетарской культуры должно идти наряду с политической и экономической борьбой рабочего класса, с профессиональным движением.
Только вооружившись знанием, пролетариат увеличит свои силы в борьбе за новое общество.
Было заявлено, что рабочий класс примет помощь в деле строительства самостоятельной культуры от интеллигенции, не отмахиваясь от культурного наследия прошлого, от материальных и духовных завоеваний, сделанных классами чуждыми и враждебными ему.
Но отношение к плодам старой культуры будет критическим, так как необходимо взять из неё всё ценное, осветить со своей точки зрения и использовать в деле строительства новой культуры.
Принятие такой резолюции стало отражением необходимости назревших изменений в условиях слабости Временного правительства.
В дни, когда проходила конференция, остро разгорелась схватка между Лениным, с одной стороны, и Каменевым с Зиновьевым, с другой, по вопросу выступления последних против курса на вооружённое восстание.
Ссылка на параллельность культурной борьбы вместе с политической и экономической ярко характеризовала курс, взятый Центральным Комитетом РСДРП (б) 10 октября 1917 года.
На конференции культпросветорганизаций был создан Центральный Комитет.
Его
почётным председателем был избран А.В.
Луначарский, председателем Исполнительного Бюро
Ф.И.
Калинин.
Ответственным организатором школьного отдела стала Н.К.
Крупская, литературный отдел возглавил П.И.
Лебедев-Полянский, театральный и кинематографический В.В.
Игнатов, организационный СИ.
Шульга.
Те решения, которые принимались на конференции в перспективе, должны были распространиться
на всю Россию, а в первую очередь, на её центральные районы.
Поэтому конференция в Петрограде дала серьёзный
импульс развитию пролеткультовского движения в стране.
Присутствовавшие
Комитета РСДРП (б), на конференции представители и Петроградского депутатов, Советов рабочих солдатских

[стр.,61]

61 профессиональных союзов, фабзавкомов Петроградского комитета Союза социалистической рабочей молодёжи, городских и районных дум, полковых комитетов, крестьянских землячеств, Петроградского комитета партии эсеров поддержали резолюцию, в которой говорилось о необходимости «положить начало организации пролетарского культурно-просветительного движения в Петрограде, для согласования на этом поприще разрозненных усилий.
' 16 В материалах конференции выделятся одна особенность: ни разу во время её работы не было употреблено наименование Пролеткульт.
Этот термин официально возник уже после Октябрьской революции, в ноябре 1917 года.
Постановление Исполнительного 117 Бюро ЦК пролетарских культурно11S просветительных организаций от 28 ноября 1917 года впервые содержит название Пролеткульт , предложенное В.
Игнатовым, секретарем бюро.
Через несколько дней после Петроградской конференции, 25 октября 1917 года в Московской печати появилось
и сообщение, содержащее призыв к «интеллигентному пролетариату» «пролетариату физического труда» объединить все социалистические силы в культурной работе, но при этом «не прибегая к помощи буржуазных элементов».119 В этом плане Москва приняла инициативу, данную Петроградом, и уже в конце года было объявлено о создании культурного центра на базе культпросветотделов Советов, профсоюзов и кооперативов, который к середине января должен был созвать общегородскую конференцию.
Началась большая организационная работа.
Ещё не созвав Московскую конференцию, пролеткультовцы смотрели далеко в будущее и строили серьёзные планы.
Так 30 января 1918 года культпросветотдел Мособлисполкома Советов Р.С.
и К.Д.
предложил своим коллегам созвать конференцию Северной области.
Объяснялось это тем, что одновременный созыв Московской конференции Пролетарская культура.
Известия.
Пг.
1918.
№1 .
С.З.

Там же.
С.
3.
118 Лебедев-Полянский П.
Как начинал работать Народный Комиссариат просвещения.
Личные воспоминания // Пролетарская революция.
1926.
№2.
С.
51.
119 Известия культурно-просветительной Лиги МВО.
1917.
№7-8.
С.
14.
117 116

[Back]