Проверяемый текст
Никитина, Елена Евгеньевна; Устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа как источник конституционного права (Диссертация 1998)
[стр. 130]

внешнеэкономических соглашений и договоров с федеральными органами государственной власти (ст.
2 Устава Волгоградской области).
Из этого следует
вывод: нормы конституции и устава субъекта федерации обладают большей юридической силой, чем нормы республиканских, областных, краевых законов, подзаконных актов.
Все другие нормативные акты и правовые документы, принимаемые на территории
республики, области, края или ес (его) части должны соответствовать уставу.
Это положение закреплено во всех
конституциях и уставах субъектов федерации.
Следует согласиться с мнением М.С.
Студеникиной, что «учредительные документы являются на территории субъекта федерации
после Конституции Российской Федерации и федеральных законов, изданных по предметам исключительного и совместного ведения федерации, актами высшей юридической силы.
О приоритетном положении в системе законодательства республиканских конституций и уставов субъекта федерации свидетельствует и их содержательная характеристика.
В них интегрированы системы норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, человеком и государством, властью с другой, а так же организация основ самой этой власти»1.
Верховенство проявляется также еще в одном свойстве
конституций и уставов субъектов: они являются актами прямого действия, то есть порождают конкретные правоотношения.
Например, ч.
2 ст.
9 Устава Воронежской области гласит, что «Устав области обладает прямым действием
па территории Воронежской области».
Одним из важнейших свойств конституций и уставов субъектов федерации является их свойство служить нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта федерации.
Конституции и уставы субъектов федерации дают импульс развитию законодательства и принятию 130 1 Студеникитта М.С.
Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации
Н Журнал российского права.
—1997, —№ 1.
С.
60.
[стр. 73]

73 2.
Постановления Законодательного Собрания, а так же правовые акты губернатора края и руководителей органов администрации края должны соответствовать законам края.
3.
Всякий правовой акт края, противоречащий акту, которому он должен соответствовать на основание предписаний и.2 настоящей статьи, будет недействителен и не должен применяться и исполняться, но лишь в этой противоречащей части» (ст.
89 Устава Красноярского края).
Причем такое соответствие должны иметь не только акты, которые издаются после принятия устава, но и в большинстве переходных положений уставов сказано о необходимости приведения правовых актов в соответствии с принятым уставом.
Например, в ст.
51 Устава Брянской области сказано, что «нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Брянской области приводятся в соответствие с настоящим Уставом в течении двух месяцев со дня его вступления в силу».
Некоторые уставы устанавливают соотношение норм уставов и международных и внешнеэкономических соглашений и договоров с федеральными органами государственной власти (ст.
2 Устава Волгоградской области).
Из этого следует
лишь один вывод: нормы устава обладают большей юридической силой, чем нормы областных законов, подзаконных актов.
Все другие нормативные акты и правовые документы, принимаемые на территории
облает, края или ее (его) части должны соответствовать уставу.
Это положение закреплено во всех
уставах краев и областей.
Нормы устава обязательны ;шя органов государственной власти, предприятий, организаций и граждан на территории области.
Следует согласиться с мнением М.С.
Студеникиной, что «учредительные документы являются на территории субъекта Федерации


[стр.,74]

74 после федеральной Конституции и федеральных законов, изданных по предметам исключительною и совместного ведения Федерации, актами высшей юридической силы.
О приоритетном положении в системе законодательства республиканских конституций и уставов субъекта Федерации свидетельствует и их содержательная характеристика.
В них интегрированы системы норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, человеком и государством, властью с другой, а так же организация основ самой этой власти»1.
Верховенство проявляется также еще в одном свойстве
уставов они являются актами прямого действия, то есть порождают конкретные правоотношения.
Нормы об этом содержит многие уставы.
Например, ч.2 ст.9 Устава Воронежской области гласит, что «Устав области обладает прямым действием
на территории Воронежской обласги».
Одним из важнейших свойств уставов является их свойство служить нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта Федерации.
Уставы дают импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных актов, воплошаюших общие положения уставов.
Уставы закрепляют право области, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа на свою собственную нормативно правовую систему (см.
Главу 4 Устава Иркутской области.
Глава ? Устава Свердловской области).
Основанием ее является устав субъекта Федерации.
Устав обладает высшей юридической силой на территории субъекта Федерации.
Все другие нормативные акты и правовые документы, принимаемые на территории
субъекта Федерации : С туденикина М.С.
Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации.//Журнал
российского права.
1997 .N o 1.
С 60.


[стр.,80]

претендовать на такую форму»5, поскольку в науке и на практике существует понятие кодекса как законодательного акта сводного характера, а в кодексах субъектов Федерации специфика субъекта отражена в одном двух десятках статей, а остальной правовой лмассив акта занимают ссылки на статьи соответствующих кодексов Российской Федерации.
Безусловно, нет оснований ограничивать субъекты Федерации в избрании формы правового акта, субъект Федерации может принять кодекс, но с соблюдением принципа обоснованности такого выбора, достаточности правового материала.
На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы: уставы обладают свойством, которое выделяет эти акты из системы всех иных актов субъекта Федерации верховенством уставов в системе законодательных актов субъекта Федерации; нормы устава обладают большей юридической силой, чем нормы областных законов, подзаконных актов; уставы являются актами прямого действия, то есть порождают конкретные правоотношения.
Одним из важнейших свойств уставов является их свойство служить нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта Федерации.1 1 Тихомиров Ю.А..
Юртаева Е.А.
Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов.
// Журнал российского права.
1997.
.V?4.
С 10.

[Back]