Проверяемый текст
Карапетян, Саак Альбертович; Источники Конституционного права РФ (Диссертация 1998)
[стр. 40]

внутренней сложности или неоднородности тех общественных отношений, которые регулируются конституционным (государственным) правом, причем эта сложность и неоднородность свойственны и той материи, которая регулируется нормами основных законов разных стран1.
Соответственно отмечалось, что
эта сложность и неоднородность получали внешнее выражение и в разграничении источников права на принадлежащие конституционному и государственному праву2.
Таким образом, верны, на наш взгляд, те высказывания о предмете конституционного (государственно-правового) регулировашгя, которые признают цельность соответствующей области общественных отношений.
В результате можно заключить, что первая специфическая черта источников конституционного права вытекает из
особенностей предмета регулирования конституционного права и может быть сформулирована в обобщенном виде как регулирование общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти.
Необходимо подчеркнуть, что это именно обобщенная формула,
требующая детализации через указание на основные институты (группы институтов) конституционного права.
Вторая специфическая черта источников конституционного права
заключается в том, что в их число входит конституция как форма регулирования общественных отношений.
Это
относится к тем аспектам источников права, которые характеризуют источники как носители юридических норм.
Не исчерпывая
собой источники конституционного права, конституция, тем не менее, объединяет источники и придаст конституционному праву в целом особую значимость в правовой системе страны.
При рассмотрении предмета конституционного права и понятия его источников обычно упускается из вида существенная специфическая черта 1 См., например: Белкин Л.А.
Объекты конституционного регулирования // Правоведение.
1988.

—№ 3.
—С.
3 0 -3 8 .
2 Белкин А.А.
Механизм конституционного воздействия
на акты государственноnpanonoro законодательства.
Лвторсф.
д и с ....
канд.
юрид.
наук.
JI., 1983.
С.
7.
40
[стр. 17]

17 ности, в одной из работ отмечается: российское конституционное право "имеет дело далеко не со всеми государственно-правовыми нормами.
Те из них, которые с естественной необходимостью не вытекают из господствующих в обществе общественных отношений, остаются за пределами этой отрасли права.
И это понятно, ибо они порождаются случайным стечением обстоятельств, а не объективной логикой развития общества, устройства Российской Федерации.
Следовательно конституционное право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя Российской Федерации, определяемые социально-экономическим базисом многонационального общества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление.
И все эти институты пронизаны одним смыслом, одним содержанием волей многонационального народа Российской Федерации, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве".11 Собственно говоря, в позиции А.И.Коваленко отражаются неоднократно высказывавшиеся в отечественной литературе представления о внутренней сложности или неоднородности тех общественных отношений, которые регулируются конституционным (государственным) правом, причем эти сложность и неоднородность свойственны и той материи, которая регулируется нормами основных законов разных стран.12 Соответственно отмечалось, что эти сложность и неоднородность получали внешнее выражение и 11 Коваленко А.И.
Основы конституционного права Российской Федерации.
(В вопросах и ответах).
К..1994.
С.7.
12 См., например: Белкин А.А.
Объекты конституционного регулирования // Правоведение.
1988.

N 3.
С.30-38.


[стр.,18]

18 в различении источников права на принадлежащие конституционному и государственному праву.13 Таким образом, правильнее, на наш взгляд, те высказывания о предмете конституционного (государственно-правового) регулирования, которые все же признают цельность соответствующей области общественных отношений.
К тому же нельзя игнорировать и то, что такая цельность сегодня подчеркивается и официальными документами, в частности Общеправовым классификатором отраслей законодательства, где первый раздел носит наименование "Основы конституционного строя".14 В результате можно заключить, что первая специфическая черта источников конституционного права вытекает из предмета регулирования конституционного праза и выглядит в обобщенном виде как регулирование общественных отношений, складывающихся з связи с осуществлением государственной власти.
Необходимо подчеркнуть, что это именно обобщенная формула,
которая, естественно, требует детализации через указание на основные институты (группы институтов) конституционного права, но в целом осуществление государственной власти, включая определение ее пределов правовым статусом граждан, составляет как бы стержень конституционного права.
Вторая специфическая черта источников конституционного права
зак13 Белкин А.А.
Механизм конституционного воздействия
ка акты государственно-правового законодательства.
Автореф.
дне.
канд.
юрид.
наук.
Л.,1983.
С.7.
14 Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
N 1 .
Ст.
119.


[стр.,19]

19 лючается в том, что в их число входит конституция как особая форма регулирования общественных отношений.
Этот
момент относится к тем аспектам источников права, которые характеризуют источники как носители юридических норм.
Не исчерпывая
источники конституционного права, конституция тем не менее объединяет данные источники и придает конституционному праву в целом особую значимость в правовой системе страны.
Вместе с тем именно конституция определяет и еще один специфический признак источников конституционного права, который тесно связан и с вопросом о наименовании соответствующей отрасли.
В одном из отечественных учебников отмечается следующее: "Термины “конституционное право" и "государственное право" зачастую считаются синонимами.
Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков.
Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления.
Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для германской системы характерно употребление термина "государственное право".
При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями".
В конечном счете позиция, занятая в учебнике, строится на том, что "конституционное право" соответствует тем странам, в которых присутствует "конституционный строй".15 15 Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Т.
1 .
М ..1993.
С.
1-2.

[Back]