Проверяемый текст
Карапетян, Саак Альбертович; Источники Конституционного права РФ (Диссертация 1998)
[стр. 41]

таких источников, а именно особенный порядок формирования конституционно-правовых норм.
Мы полагаем, что конституционному строю соответствует формирование конституционно-правовых норм через институты прямой или представительной демократии.
Какой-либо правовой акт по своей тематике вполне может относиться к
конституциошю-правовой области, но если он вводится в действие вне прямого волеизъявления граждан или участия парламента, то такой акт не является конституционноправовым в подлинном историческом смысле, поскольку прямая демократия и народное представительство являются обязательными составляющими конституционного строя.
На наш взгляд, изложенную точку зрения следует раскрыть, учитывая современную правотворческую практику.
Во-первых, законодательный процесс в современном государстве является, по выражению
Л.А.
Белкина, «пролонгированным» процессом в том смысле, что создание закона не сводится исключительно к действиям парламента1.
Во-вторых, во многих странах получило распространение делегированное правотворчество, при котором на основании самой национальной конституции парламент допускает регулирование важных вопросов актами правительства2.
В-третьих,
для России характерно издание Указов Президентом Российской Федерации по вопросам, которые иногда прямо отнесены к регулированию на основе федеральных законов (например, государственная символика).
В
научной литературе это положение вызывает различные оценки от положительных до резко отрицательных3.
Принимая во внимание тот факт, что конституционное право является ведущей отраслью права, которая определяет основы государственной 1 Белкин А.
А.
Юридические акты: право на закоиоизъяпление и введение закона в действие // Правоведение.
1994.

№ 1.
С.
16.
2 См., например: Троицкий B.C., Морозова Л.Л.
Делегированное законотворчество И Государство и право.
1997.
№ 4.
—С.
91 —99.
3 См., например: Конституция, закон, подзаконный акт.
М ., 1994.
С.
56 57; ■Пучин В.О.
"Указное право" в России.
М., 1996.
С.
27.
[стр. 21]

21 специфическая черта таких источников особенный порядок формирования конституционно-правовых норм.
Мы полагаем, что конституционному строю соответствует формирование конституционно-правовых норм через институты прямой или представительной демократии.
Какой-либо правовой акт по своей тематике вполне может относиться к
конституционно-правовой области, но если он вводится в действие вне прямого волеизъявления граждан или участия парламента, то такой акт не является конституционно-правовым в подлинном историческом смысле, поскольку прямая демократия и народное представительство являются обязательными составляющими конституционного строя.
Вместе с тем, изложенная позиция должна быть сопровождена некоторыми пояснениями, обусловленными современной правотворческой практи•кой.
Во-первых, законодательный процесс в современном государстве является, по выражению
А.А.Белкина, "пролонгированным" процессом в том смысле, что создание закона не сводится исключительно к действиям парламента.
18 "Понимание парламента как органа законодательной власти,пишет И .В .Котелевская.
является, безусловно, правильным.
И чаще всего преимущественно такая характеристика парламента как государственного института содержится в конституциях и законах, дается в научных трудах.
Ее чаще всего можно обнаружить в трактовках парламента, содержащихся в выступлениях и программах партий к общественных объединений, в материалах средств массовой информации.
Такой стереотип укоренился и в мас18 Белкин А.А.
Юридические акты: право на закокоизьявление и введение закона в действие // Правоведение.
1994.

И 1 .
С.
16.


[стр.,22]

22 совом общественном сознании".19 Приведенное описание, несомненно, правильно с точки зрения исторических начал развития парламентаризма.
Однако за пределами данного описания остаются и не менее важные факты, связанные с расширением круга публичных субъектов, официально участвующих в осуществлении законодательной власти наряду с парламентом и даже конкурируя с ним.
В ряде стран, например, конституциями прямо закрепляется формула о том, что законодательная власть вместе с парламентом осуществляется и президентом.
20 Во-вторых, значительные масштабы во многих странах получило делегированное правотворчество, при котором на основании самой национальной конституции парламент допускает регулирование важных вопросов актами правительства.21 В-третьих, особенно для Российской Федерации характерно издание указов Президентом Российской Федерации по вопросам, которые иногда прямо отнесены к регулированию на основе федеральных законов (например государственная символика).
В
литературе это положение вызывает раз19 Котелевская И.В.
Современный парламент // Государство и право.
1997.
N 3.
С.9.
20 Сахаров Н.А.
Институт президентства в современном мире.
М.,1994.
С.
108.
21 См., например: Троицкий B.C..
Морозова Л.А.
Делегированное законотворчество // Государство и празо.
1997.
N 4.
С.91-99.

[Back]