Проверяемый текст
Карапетян, Саак Альбертович; Источники Конституционного права РФ (Диссертация 1998)
[стр. 42]

42 власти, источники конституционного права должны в максимальной степени выражать народовластие, волю народа.
Следовательно, в области конституционног о нрава ни делегированное законотворчество, ни замещ ение законов президентскими актами не должно допускаться, а участие в правотворчестве иных субъектов, помимо парламента, должно иметь ограниченный характер, сохраняющий доминирование в законотворчестве форм прямой и представительной демократии.
Итак, источники конституционного права — это исторически формируемые посредством прямой и представительной демократии вербально-логические конструкции, в которых объективирую тся конституционно-правовые нормы, выражающие доминирую щ ие тенденции в сфере осуществления государственной власти1.
Как отмечается в научной литературе, источникам права присущи обязательность, формальная определенность, общеизвестность2.
Характеристикой, придающей источникам права обязательность, формальную определенность и общ еизвестность является, на наш взгляд, легитимность источника права.
В последние годы о легитимности и в публицистической, и
в научной литературе говорится очень часто, но преимущественно применительно к государственной или политической власти3.
Однако легитимность определяется в действиях, посредством которых реализуется го1Данное определение основано на представлении о юридических конструкциях как идеальных моделях регулирования правом общественных отношений (См.: Черданцев Л.Ф.
Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике.
Екатеринбург, 1993.
С.
132 133).
Определение конструкций как вербально логических подчеркивает, что источникам права свойственны специфические логические структуры, фиксируемые и сообщаемые посредством языка.

2Курс лекций по теории государства и права.
Часть П.
Саратов, 1993.
С.
29 30.
J См., например: Шпакова Р, П.
Легитимность политической власти //
Con.
государство и право.
1990.
-№ 3.
С.
134 143; Доган М.
Легитимность
режимов и кризис доверия И Социологические исследования.
1994.
—Л®6.
С.
147 156; Фетисов Л.С.
Политическая власть: проблемы легитимности // Социально-политический журнал.
1995.

№ 3.
С.
101 112; Елисеев С.М.
Развитие гражданского общества и легитимация власти в России // Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы, СПб., 1995.
—С.
41 57; Мельников Ю.
Легитимность как понятие // Власть.
—1996.
№ 4.
С.
77 79 и другие.
[стр. 23]

23 личные оценки о? положительных до резко отрицательных.22 Изложенное показывает, что критерии правотворчества в общем-то динамичны.
Поэтому, несмотря на различие оценок по ряду вопросов, представляется необходимым относиться к лразотворческой практике достаточно взвешенно, руководствуясь в первую очередь задачей обеспечения лучшей эффективности правового регулирования общественных отношений.
Однако, не касаясь иных отраслей правового регулирования, подчеркнем, что в отношении конституционного права и его источников надо занять более строгую позицию.
Учитывая, что конституционное право это ведущая отрасль права, которая определяет сами основы государственной власти, источники конституционного права должны в максимальной степени выражать народовластие, волю народа.
Отсюда следует, что в области конституционного права ни делегированное законотворчество, ни замещение законов президентскими актами не должны допускаться, а участие в правотворчестве иных субъектов, помимо парламента, должно иметь ограниченный характер, сохраняющий доминирование в законотворчестве форм прямой и представительной демократии.
В итоге представляется возможным дать следующее определение рассматриваемому понятию.
Источники конституционного права это исторически формируемые посредством прямой и представительной демократии вербально-логические конструкции, в которых объективируются конституционно-правовые нормы, выражающие доминирующие тенденции в сфере осуществления
государствен22 См., например: Конституция, закон, подзаконный акт.
М.,1994.
С .56-57; Лучин В.0.
"Указное право" в России.
М.,1996.


[стр.,24]

24 ;ной власти.23 Как отмечается в литературе, источникам права присущи обязательность, формальная определенность, общеизвестность.24 Все эти свойства источников права чрезвычайно значимы для их ;функционирования в обществе, обеспечения межсубъекткых коммуникаций.
Однако это внешние признаки источников права, которые должны проистекать из внутренних характеристик источников.
Такой характеристикой, придающей источникам права обязательность, формальную определенность и общеизвестность является, на наш взгляд, легитимность источника пра.ва.
В последние годы о легитимности и в публицистической и
научной литературе говорится очень часто, но преимущественно применительно к 23 Данное определение основано на представлении о юридических конструкциях как идеальных моделях ругулирования правом общественных отношений (См.: Черданцев А.Ф.
Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике.
Екатеринбург, 1993.
С .
132-133).
Определение конструкций как вербально-логических подчеркивает, что источникам права свойственны специфические логические структуры, фиксируемые и сообщаемые посредством язык а.

24 Курс лекций по теории государства и права.
Часть II.
Саратов, 1993.
С.29-30.


[стр.,25]

25 собственно государственной или политической власти.25 Однако легитимность и определяется в действиях, посредством которых реализуется государственная или иная публичная власть, в том числе действиях, направленных на формирование источников права.
Как отмечается А.А.Белкиным, "категория легитимности к в этом ее несомненная важность для правоведения и государствоведения переводит анализ политической ситуации в область массового сознания, которое наличествует независимо от тех или иных оценочных суждений о правомерности или неправомерности разрешения политического конфликта, независимо от того, по отношению к чему (отвергаемой или провозглашаемой конституции) вырабатываются массовые представления, независимо от формы проявления таких представлений, которая может быть и вполне "конклюдентной".
Поэтому юридическая аргументация, направляемая ка доказательство легитимности или нелегитимноста каких-либо акций, институтов, законов, не играет сколько-нибудь серьезной роли".26 Таким образом, легитимность,располагаясь как бы за пределами юри25 См., например: Шпакова Р.П.
Легитимность политической власти //
Советское государство и право.
1990.
N 3.
С.
134-143; Доган М.
Легитимность
режимез и кризис доверия // Социологические исследования.
1S94.
Мб.
С.
147-156; Фетисов А.С.
Политическая власть: проблемы легитимности // Социально-политический журнал.
1995.

КЗ.
С.101-112;Елисеев С.М.
Развитие гражданского общества и легитимация власти в России // Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы.
СПб.,1995.
С.41-57; Мельников Ю.
Легитимность как понятие // Власть.
1996.

N 4.
С.77-79; и др.
26 Белкин А.А.
Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики.
СПб.,1995.
С.140.

[Back]