Проверяемый текст
Щитов Николай Георгиевич. Влияние основных парадигм социальной теории на понимание природы наказания (Диссертация 2003)
[стр. 106]

(последнюю называют так потому, что право рассматривается как инструмент правящего класса для удержания власти).
Пашуканис исходил из того, что в I томе «Капитала» Маркса рассматривается обмен товаров, которые продаются и покупаются' не по своей потребительной стоимости, а по своей меновой стоимости, которую Маркс называет просто «стоимостью».

Логика рассуждений самого Пашуканиса такова.
Качественно разные товары становятся соизмеримыми при помощи их меновой стоимости.
Они из реальных товаров превращаются в некоторые абстракции сгустки общественно' необходимого времени для их производства.
К.
Маркс сравнивал
закон стоимости с законом всемирного тяготения: «...Общественно необходимое для производства товаров время прокладывает себе путь через случайные и постоянно колеблющиеся меновые отношения продуктов частных работ лишь насильственно в качестве регулирующего естественного закона, действующего подобно закону тяготения, когда на голову обрушивается дом»1.
Так же и люди в условиях товарного производства превращаются в абстрактно равные друг другу субъекты права.
Это позволяет классу капиталистов создать иллюзию, что рабочие по своей свободной воле вступают в контракт с работодателем.
Этим капиталистическое общество отличается от феодального, где права были связаны с социальным статусом человека.
К.Маркс характеризует это следующим образом: «Личнаязависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни»".
Высшая форма товаропроизводящего общества, капитализм, не связывает права со статусом человека все равны перед законом, так же, как каждый товар может быть количественно измерен временем, необходимым для его производства, и ему может быть найден денежный эквивалент.
Пашуканис утверждает: «Только при полном развитии
1 2 1 Маркс К.
Каптал // К.
Маркс п Ф.
Энгельс Собр соч..
пзд.
2-е, Г.
23.
М., 1960.
С.
85.
2 Гам же.
С.
87 106
[стр. 130]

130 связана с повышенным вниманием к идеологии как ложному сознанию, помогающему правящему классу сохранить свою власть.
Первой работой, * которая фактически легла в основу этой традиции, стала работа русского юриста-марксиста Евгения Брониславовича Пашуканиса (1891 1937), написанная в 1924 г.
В большей части работ западных авторов, касающихся социологии права и социологии наказания, особое внимание уделяется теории Е.Б.Пашуканиса1, а в отечественной социальной философии, социологии и юриспруденции к сожалению, недостаточно.
Пашуканис сформулировал «теорию права, базирующуюся на товарообмене».
До него все марксистские (в том числе и ленинская) концепции права носили инструментальный характер, т.е.
право рассматривалось как выражение воли правящего класса («право есть + воля правящего класса, возведенная в закон»).
Эта точка зрения получила дальнейшее развитие в 30-е гг.
и в СССР.
Пашуканис выдвинул гораздо более утонченную и аналитически более интересную версию права и наказания, чем и нструментал истекая (последнюю называют так потому, что право рассматривается как инструмент правящего класса для удержания власти).
Основные положения теории Пашуканиса.
Пашуканис исходил из того, что в I томе «Капитала» Маркса рассматривается обмен товаров, которые продаются и покупаются не по своей потребительной стоимости, а по своей меновой стоимости, которую Маркс называет просто «стоимостью».
*
Пашуканис полагает, что применение теории обмена товарами к юриспруденции дает ему ключ к пониманию сущности права и механизмов его возникновения.
Пашуканис начинает с предпосылки, что наиболее формальные и абстрактные понятия права такие, как «правовая норма», правовые 1 Анализ работы Пашуканиса по социологии права и наказания см.: КеЬсп Н.
ТНс Сопнтшгнз! ТНеогу оГЬаи, Кеи Уогк, 1955; Бигппег С.
Кеа<Лп§ ИеоЬ^сз.
Кеи Уогк, 1979; Шге! Р.
Оп Ьаи апб 1йео108у, АИапис Н11»Н1ап(15, 1979; МиШп N.
РахНикашз апд (Не Е>еггше оГЬаи// Соп1строгагу Спз»$, 4.
1980.
Р.
433 438; \УаглПё(оп К.
РазЬикатз апб (Нс Соттобну Ролл ТНеогу И 1п(сгпа(юпа1.1оита1 оГ (Не БосМодо оГЬаи.
№ 9.
1981.
Р.
1 -22; $1ттопс15К.
РазНикатз апб (Нс иЬега! Зишргибспсе // .1оита1 оГЬаи апс! $ос1е(у.
№ 12(2).
1985.
Р.
135 151 ф зги работы посвящены критике концепции Пашуканиса; в них также предпринимается анализ ег\> концепции.
В поддержку концепции Пашуканиса см.: Кшзеу К.
Матзт ап<1 (Не Ьаи: РгеИштагу Апа1у$1$ // Вгт$Н ]оита! оГ Ьаи апб 5ос1е(у.
№ 5.
1979.
Р.
202-227; В1ете Р .
БНаг1е( К., (ейз.).
РазНикатз: 5е1ес(е(1 \Уп1шв$ оп Матзт ап(1 Ьаи, 1980; Нип( А.
Матзт, Ьаи.
Ье$>а1 ТНеогу.
ап<1 Зипзрпккпсс // Оап§егои$.
8ирр1стетз : Кезшапсе ап<1 Кепсиа! т Зилзргийепсе, 1991.
Р.
102 132.


[стр.,131]

отношения» и «субъект права», в конечном счете, являются выражением экономических отношений.
Более того, основные понятия рыночной экономики товар, потребительная стоимость, меновая стоимость близко соответствуют юридическим понятиям.
Пашуканис утверждает, что регулирование социальных отношений требует правил или норм, хотя не все нормы являются правовыми, и не все социальные отношения это правовые отношения.
При определенных социальных условиях возникает потребность именно в правовой регуляции социальных отношений.
Марксистский подход позволяет определить, какие именно социальные условия приводят к юридическому оформлению общественных отношений, и в какой исторический момент это должно произойти.
Пашуканис предполагает, что это возникает тогда, когда интересы частных участников конкуренции приходят в конфликт.
«Основной предпосылкой правового регулирования является...противоположность частных интересов»,1 пишет Пашуканис.
Взаимодействие собствен ни ков-продавцов и покупателей отражается в правовых отношениях.
Пашуканис полагает, что логика правовых отношений это отражение «логики» обмена товарами и товарно-денежных отношений.
Он также считает, что до тех пор, пока существуют отношения покупки и продажи право просто необходимо.
Сами правовые отношения это идеальные отношения купли и продажи — автономные продавец и покупатель вступают во взаимные добровольные отношения.
При капитализме право становится совершенно точным отражением рыночной экономики, где человек мыслится собственником, имеющим право распоряжаться принадлежащим ему по своему усмотрению.
Буржуазное право помогает скрыть тот факт, что правовое равенство не сопровождается равенством социальным.
Логика рассуждений Пашуканиса такова.
Качественно разные товары становятся соизмеримыми при помощи их меновой стоимости.
Они из реальных товаров превращаются в некоторые абстракции сгустки общественно необходимого времени для их производства.
К.Маркс сравнивал
1 Пашуканис Е.Б.
Избранные произведения по обшей теории государства и права.
М.: Наука.
1980.
С.
72

[стр.,132]

132 закон стоимости с законом всемирного тяготения: «...Общественно необходимое для производства товаров время прокладывает себе путь через случайные и постоянно колеблющиеся меновые отношения продуктов частных работ лишь насильственно в качестве регулирующего естественного закона, действующего подобно закону тяготения, когда на голову обрушивается дом».1 Гак же и люди в условиях товарного производства превращаются в абстрактно равные друг другу субъекты права.
Это позволяет классу капиталистов создать иллюзию, что рабочие по своей свободной воле вступают в контракт с работодателем.
Этим капиталистическое общество отличается от феодального, где права были связаны с социальным статусом человека.
К.Маркс характеризует это следующим образом: «Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни»2.
Высшая форма товаропроизводящего общества, капитализм, не связывает права со статусом человека все равны перед законом, так же, как каждый товар может быть количественно измерен временем, необходимым для его производства, и ему может быть найден денежный эквивалент.
Пашуканис утверждает: «Только при полном развитии
буржуазных отношений право приобретает абстрактный характер».3 Пашуканис дальше переходит к анализу государства.
Для него государство как политическое и правовое образование также является отражением рыночных отношений.
Политическое государство для Пашуканиса это использование принципов администрирования, основывающихся на целесообразности.
Правовое государство в противоположность политическому действует как незаинтересованная третья сторона, выносящая решения по поводу споров сторон, участвующих в купле-продаже.
Оно также принуждает к подчинению правовым нормам.
Пашуканис своеобразно трактует соотношение базиса и надстройки.
Отношения товарообмена это частные, контрактные отношения.
Но если 1 Маркс К.
Капитал // К.
Маркс и Ф.
Энгельс.
Собр.
соч ..
изд.
2-е, т.
23.
С.
85.
г Там же.
С.
87.
1 Пашуканис Е.Б.
Избранные произведения по обшей теории государства и права.
М.: Наука.
1980.
С.
113.

[Back]