Проверяемый текст
Щитов Николай Георгиевич. Влияние основных парадигм социальной теории на понимание природы наказания (Диссертация 2003)
[стр. 113]

связав их исторически с экономическим укладом общества, вскрыл основу наказания в капиталистических странах.
Пашуканис показал, как много целей наказания может поместиться в правовых рамках наказания как «лишения свободы»: профилактика преступности путем сдерживания, коррекция, дисциплинирование и т.д.
Он также показал рациональный дискурс, который может лежать в основе абсурдных, с точки зрения либеральной криминологии, правовых понятий об эквивалентности, свободе, равенстве.
Все это имеет совершенно рациональное содержание, если мы подойдем к праву с экономических и политических позиций.
Задолго до Фуко Пашуканис увидел в праве один из механизмов осуществления власти и доминирования.

В заключение анализа марксистского подхода к наказанию можно привести суммарную оценку марксистского подхода, сделанную Д.
Гарландом.

1.
В качестве контролируемого государством аппарата подавления и идеологии наказание играет роль в более обширных социальных конфликтах и стратегиях доминирования.
Одновременно с его социальной функцией контроля над преступностью оно действует как инструмент подавления одного класса другим.
2.
И наоборот, эти более широкие идеологические, политические и экономические стратегии играют отчасти роль в формировании наказания и
структурирования его категорий, так что пенальные практики связываются с политическими проблемами и идеологической вовлеченность правящего блока.
3.
Наказание тесно связано с правовой сферой и структурировано правовыми формами и принципами.
В той степени, в какой право является выражением идеологии, наказание делает свой вклад в его функционирование и следствия.
Посредством наказания государственная власть и государственное насилие могут быть явно выражены в правовых формах, которые обеспечиваются общественной поддержкой.

113
[стр. 139]

преступности путем сдерживания, коррекция, дисциплинированно и т.д.
Он также показал рациональный дискурс, который может лежать в основе абсурдных, с точки зрения либеральной криминологии, правовых понятий об эквивалентности, свободе, равенстве.
Все это имеет совершенно рациональное содержание, если мы подойдем к праву с экономических и политических позиций.
Задолго до Фуко Пашуканис увидел в праве один из механизмов осуществления власти и доминирования.

Критика концепции Пашуканиса.
Многочисленные исследователи оригинальной концепции права и наказания Е.Пашуканиса указывают на ряд преувеличений, которыми страдают его построения.
Первым является его тенденция преувеличивать фиксированность правовых форм.
Д.Гарланд отмечает, что в XX в.
в Европе и США отношение между правом и наказанием претерпели значительные изменения.
Были введены неопределенные сроки заключения; введена концепция ограниченной ответственности, в некоторых случаях, безответственности; появилась весьма развитая криминальная психология, которая значительно модифицировала представления о преступнике и преступном поведении, которые существовали в классическом уголовном праве, судопроизводстве и практике наказания.1 Ни одно из нововведений не заменило полностью классические формы правовой деятельности, но они подвергались значительной модификации с конца XIX в2.
Эти изменения проходили без всякой революции в сфере экономических отношений.
Одной из основных слабостей концепции Пашуканиса является то, что он часто вслед за Марксом рассматривает классический капитализм свободного предпринимательства как практически основную возможную форму этого экономического строя.
Пашуканиса часто критикуют за то, что он не учел гибкости капиталистической экономической системы и разнообразие правовых форм, совместимых с ней (например, очень существенно различается правовая система Англии и Германии).
Конечно, капиталистическая система ' 1Ьи!.Р.
116.
г О модификациях пенальных практик см.:).
51топе Роог 0]$ар1те.
КенУогк, 1994; О.
Оаг1апс1 РшшЬтеп! ап<1 \Уе1Гаге, А ШегзЬох, 1985.


[стр.,147]

Подход Д.Гарланда существенно отличается от подхода Руте и Кирчхеймера или Пашуканиса тем, что он не останавливается на каком-либо одном измерении социальных отношений, а рассматривает более широкие структуры экономики, права и идеологии и их влияние на специфические пенальные практики, которые состоят в сужении возможного спектра ответов на преступление.
Основные детерминанты, на которые указывает классический марксизм экономика и классовые отношения, по мнению Гарланда, не являются основными или даже непосредственными детерминантами наказания.
Ограниченность работы Д.Гарланда состоит в подходе к наказанию с позиций классового доминирования и контроля над бедными слоями общества.
Она заменяет анализ культурных сил анализом идеологических сил, делает акцент на политических причинах специфики наказания в данный исторический момент, но оставляет в тени другие причины, которые могут действовать в этот момент.
Для преодоления этой односторонности Д.Гарланд при рассмотрении действия институтов наказания использовал подход, развитый М.Фуко.
В дальнейшем позиция Д.Гарланда существенно изменилась под влиянием работ Элиаса «История манер» и «Формирование государства и цивилизация»1.
В заключение анализа марксистского подхода к наказанию можно привести суммарную оценку марксистского подхода, сделанную Д.Гарландом
пятью годами позже, когда он в значительной степени изменил свою позицию: 1.
В качестве контролируемого государством аппарата подавления и идеологии наказание играет роль в более обширных социальных конфликтах и стратегиях доминирования.
Одновременно с его социальной функцией контроля над преступностью оно действует как инструмент подавления одного класса другим.
2.
И наоборот, эти более широкие идеологические, политические и экономические стратегии играют отчасти роль в формировании наказания и
! Обе работы объединены в одну книгу при издании на английском языке.
См.: ЕИа& N.
ТЬе СтН/аиоп Ргосез$.
Ох Гоп), 1994.


[стр.,148]

структурирования ею категорий, так что пенальные практики связываются с политическими проблемами и идеологической вовлеченность правящего блока.
3.
Наказание тесно связано с правовой сферой и структурировано правовыми формами и принципами.
В той степени, в какой право является выражением идеологии, наказание делает свой вклад в его функционирование и следствия.
Посредством наказания государственная власть и государственное насилие могут быть явно выражены в правовых формах, которые обеспечиваются общественной поддержкой.

4.
Наказание существует во взаимодействии с другими социальными политиками, которые предназначены для управления бедными и условиями их жизни такими, как закон о бедных, социальная работа, социальное страхование и регуляция рынка труда.
5.
Ко всему прочему, печальные практики сформированы условиями жизни и состоянием низшего класса и стратегиями, применяемыми к нему правящей элитой.
Наказание формирует ключевую часть полицейской деятельности и социальной политики, которые вместе регулируют бедных и от которых ожидается, что они помогут управлять «проблемными слоями» населения.
Эти пенальные меры будут сформированы не только паттернами преступности, которые сами по себе связаны с условиями жизни маргинальных групп, но прежде всего с восприятием правящим классом бедных как социальной проблемы и выбираемыми им стратегиями обращения с низшими слоями.
Эти формы обхождения могут включать заботу или благотворительность, так же как и принуждение, и контроль, но укорененность этих форм внутри более широких стратегий правления есть наиболее важный аспект их понимания.1 Д.Гарланд считает невозможным для любой марксистской точки зрения выйти за переделы этих пяти положений.
В данной главе были рассмотрены наиболее влиятельные работы по философии и социологии наказания, написанные с марксистских позиций.
1 Саг1ап<) Э.
Риш5Нтеп1 апс! МосГет Зоаегу.
СЫса$о, 1990.
Р.
130.

[Back]