Проверяемый текст
Щитов Николай Георгиевич. Влияние основных парадигм социальной теории на понимание природы наказания (Диссертация 2003)
[стр. 125]

распорядком дня, сложными правилами поведения, необходимостью контролировать свое тело.
Второе основание состоит в том, что тюрьма выполняет в обществе некоторые очень важные функции.
Фуко,
полагает, что эти функции состоят как раз в несостоятельности тюрьмы.
Он задает вопрос: кому выгоден рецидивизм, делинквентность, возникновение криминальной среды? Рассмотрев политическую ситуацию во Франции в 1840 1850 гг., Фуко приходит к выводу, что тюрьма очень выгодна для поддержания политического доминирования тем, что отделяет преступление от политики, разделяет рабочий класс, ослабляя его (противопоставляя законопослушных пролетариев преступникам).

Фуко затем утверждает, что для системы доминирования, которая зависит от уважения к закону и собственности, необходимо гарантировать, что установки на нарушение закона и нелегальность не станут широко распространенными или популярными.
Так же очень важно, чтобы они не стали связанными с политическими проблемами.
Поэтому создание класса делинквентов имеет свои положительные стороны.
Делинквенты не представляют собой политически опасной группы: в основном они совершают преступления против собственности граждан.
Но они крайне редко покушаются на собственность власть имущего класса: она хорошо охраняется, и такие случаи очень тщательно расследуются.
Поэтому жертвой являются представители бедных классов, среди которых и орудуют делинквенты.
Это
создаст в низших слоях общества потребность в защите со стороны полиции, поэтому создаются благоприятные условия инфильтрации низшего класса полицией и полицейскими агентами.
Созданием хорошо очерченного класса преступников-рецидивистов, тюрьма гарантирует, что рецидивисты хорошо известны властям,
их легче контролировать и держать под надзором полиции.
Здесь заметно
огличие концепции Фуко от марксистской теории делинквентности, которая более прямолинейно утверждает, что капиталистическое общество так решает проблему
[стр. 293]

293 Несостоятельность тюрьмы по Мишелю Фуко.
Последняя часть книги Фуко посвящена реальному влиянию тюрьмы на жизнь общества.
Она, в отличие от предыдущих, написана менее аналитично, и представляется самой слабой частью работы.1 Одной из слабостей этой части книги является резкий переход от описания проектов тюрем к их фактическому провалу.
Было бы очень интересно проанализировать попытки введения «идеальных типов тюрем» и те сложности и непредвиденные последствия, которые при этом возникли.
Фуко пишет, что несостоятельность тюрем выразилась в том, что они не снизили уровня преступности, начали порождать рецидивистов, создали в своих недрах криминальное сообщество, привели к краху многие семьи заключенных и т.д.
Фуко пишет, что эта несостоятельность начала демонстрироваться критиками тюрьмы еще в 20-е гг.
XIX в., но тюрьма, провалившись в пенологическом смысле, начала играть большую политическую роль.
Фуко, описав всю несостоятельность тюрьмы, ее неэффективность в борьбе с преступностью, задается кардинальным вопросом: почему, несмотря на уже очевидную неэффективность, тюрьма продолжает существовать? Фуко называет два главных основания существования тюрьмы в наши дни.
Первое состоит в том, что тюрьма глубоко укоренена в современном обществе.
Фуко имеет в виду дисциплинарный характер общества в целом, его практики поддержания дисциплины и порядка в разных институтах, очень похожих на тюремные (казармы для военных, психиатрические лечебницы, школыинтернаты и другие институты).
В целом тюрьма является как бы метафорой современного общества, с его тщательным распорядком дня, сложными правилами поведения, необходимостью контролировать свое тело.
Второе основание состоит в том, что тюрьма выполняет в обществе некоторые очень важные функции.2 Фуко,
оставаясь как всегда крайне ' См.
С3аг1ап<1 О.
РшшНтеШ ап<1 Мойст 5ос1е*у.
Р.
149.
1 Фуко М.
Надзирать и наказывать.
М., 1999.
С.
396'-397.


[стр.,294]

294 оригинальным, полагает, что эти функции состоят как раз в несостоятельности тюрьмы.
Он задает вопрос: кому выгоден рецидивизм, делинквентность, возникновение криминальной среды? Рассмотрев политическую ситуацию во Франции в 1840 -1850 гг., Фуко приходит к выводу, что тюрьма очень выгодна для поддержания политического доминирования тем, что отделяет преступление от политики, разделяет рабочий класс, ослабляя его (противопоставляя законопослушных пролетариев преступникам).

В своем интервью Фуко так характеризует это разделение: «...около 1840 года возникла фигура криминального героя, который является героем, потому что он преступник, а нс аристократ и не плебей.
Буржуазия начала производить своих криминальных героев.
В этот самый момент и возникло разделение между преступником и народными массами: преступник не может быть народным, потому что он враг бедных.
Буржуазия создает для себя эстетику, в которой преступление больше не принадлежит людям, но только тем изящным искусствам, на которые способна одна только буржуазия.................
Вы никогда не найдете героя из рабочего класса в детективных романах XIX века».1 Фуко затем утверждает, что для системы доминирования, которая зависит от уважения к закону и собственности, необходимо гарантировать, что установки на нарушение закона и нелегальность не станут широко распространенными или популярными.
Так же очень важно, чтобы они не стали связанными с политическими проблемами.
Поэтому создание класса делинквентов имеет свои положительные стороны.
Делинквенты не представляют собой политически опасной группы: в основном они совершают преступления против собственности граждан.
Но они крайне редко покушаются на собственность власть имущего класса: она хорошо охраняется, и такие случаи очень тщательно расследуются.
Поэтому жертвой являются представители бедных классов, среди которых и орудуют делинквенты.
Это
создает в низших слоях общества потребность в защите со стороны полиции, поэтому создаются благоприятные условия инфильтрации низшего класса полицией и 1 РоисаиК М.
Ргаоп Та1к // Рои'ег / Кло^'Ы^е.
Р.
46.


[стр.,295]

295 полицейскими агентами.
Созданием хорошо очерченного класса преступниковрецидивистов тюрьма гарантирует, что рецидивисты хорошо известны властям,
их легче контролировать и держать под надзором полиции.
Здесь заметно
отличие концепции Фуко от марксистской теории делинквентности, которая более прямолинейно утверждает, что капиталистическое общество так решает проблем}' «избыточного населения» и контролирует «опасный класс».
В особенностях уголовного законодательства марксистские теоретики видят явно выраженные классовые интересы доминирующих слоев общества.1 Фуко утверждает далее, что существование класса делинквентов может быль использовано для обуздания других видов незаконных (или нежелательных властям) действий различными способами.
Во-первых, полицейские методы I (создание сети агентов, аресты и т.д.) и постоянный надзор могут быть использованы для политических целей.
Фуко пишет о политическом применении делинквентности: «Политическое использование делинквентов как информаторов и провокаторов было фактом задолго до начала XIX в.
Но после Революции эта практика приобрела совершенно иное значение: внедрение в политические партии и рабочие организации, рекрутирование бандитов против забастовщиков и повстанцев, организация специальной полиции, работающей прямо с легальной полицией, способной, если необходимо, стать разновидностью параллельной армии ...
все это * представляет разнообразие незаконной деятельности ...для выгоды и власти доминирующего класса».2 Вторым важным моментом является то, что хищническая природа делинквентности (которая направлена в действительности против малоимущего класса) делает делинквентов объектом ненависти со стороны рабочего класса, которые начинают требовать, чтобы был установлен «закон и порядок».
1 См.
СНатЫвз М.
То\уагс1 а РоПйса! Есопоту оГСпте // ГЬеогу аж! 8оае1у.
2 (Зиттег), 1975, р.
149 170, 8.
ЗрйЯге.
То*а1ч1 а Магх1ап ТНсогу оГ ЦеУ1апсс // Зос1а1 РгоЫсгт, 22(5).
1975, р.
638-651; К.
Оитпеу.
С1аь<>, Яи«с.
Спте.
Уогк, 1977.
; Фу ко М.
Надавать и наказывать.
М., 1999.
С.
411 412.

[Back]