Проверяемый текст
Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Предисловие академика Российской ' академии наук В. Н. Кудрявцева — М.: Издательство НОРМА, 1997. — 525 с.
[стр. 167]

Уголовное право не справляется со своей задачей.
И не только потому, что оно недостаточно совершенно для решения непрерывно' усложняющихся проблем, нои в связи со своими ограниченными возможностями непосредственного воздействия на преступность и ее причины.
В других отраслях права, на которые возложена задача оптимального правового регулирования различных сфер общественных отношений, могут быть сосредоточены важные причины и условия, способствующие совершению преступлений.
В последнее время очень много говорят о криминогенное™ и коррупциогенности действующего законодательства разных отраслей права.
Вспомним нормативные акты о приватизации, об акционировании, о несостоятельности (банкротстве).
Процедура последнего, например, служит эффективным инструментом заказных банкротств и криминального беспредела с захватом собственности с помощью суда.
Число заказных банкротств, бум которых пришелся на 1998-1999 гг., исчисляется тысячами.
И они не прекратились, хотя всеми признана особая криминогенное™ этого закона.
Множество криминогенных обстоятельств несет в себе действующее • конституционное, избирательное, административное, гражданское, финансовое, бюджетное, налоговое, валютное, банковское, таможенное, внешнеторговое и другое законодательство.
Этому способствует разъединенность отраслей права и других юридических дисциплин, когда специалисты той или иной отрасли права решают только свои узко профессиональные вопросы.
Непрерывное изменение и дополнение уголовного законодательства в соответствии с
наличествующей криминологической обстановкой, казалось бы, правильный путь.
Но «оперативное» законодательство в криминологической сфере не менее вредно, чем консервативное и обобщенное.
Во-первых, оно все равно является ответом на уже сделанные шаги преступности.
Во-вторых, в силу недостаточного обобщения оно, как правило, казуистично и ограниченно.
В-третьих, часто меняющееся уголовное законодательство, не имеющее в традиционном человеческом
167
[стр. 62]

Глава 1.
Мировые тенденции и закономерности преступности аналогии, расширению пределов судебных властей и конкретных судей со всеми вытекающими отсюда и давно известными негативными последствиями.
Еще Аристотель писал, что "хорошо составленные законы...
должны...
все определять сами и оставлять как можно меньше произволу судей...
Решение законодателя не относится к отдельным случаям, но касается будущего и имеет характер всеобщности, между тем как присяжные и судьи изрекают приговоры относительно настоящего, относительно отдельных случаев, с которыми часто находится в связи чувство любви или ненависти и сознание собственной пользы, так как они [судьи и присяжные] не могут с достаточной ясностью видеть истину: соображения своего собственного удовольствия и неудовольствия мешают правильному решению дела52 .
Другой путь — непрерывное изменение и дополнение уголовного законодательства в соответствии с наличной криминологической обстановкой.
Казалось бы, это правильно.
Но "оперативное" законодательство в криминологической сфере не менее вредно, чем консервативное и обобщенное.
Во-первых, оно все равно является ответом на уже сделанные шаги преступности.
Вовторых, в силу недостаточного обобщения оно, как правило, казуистично и ограниченно.
В-третьих, часто меняющееся уголовное законодательство, не имеющее в традиционном человеческом
сознании и поведении необходимой опоры, малоэффективно и малоавторитетно.
Примером может служить УК РСФСР 1960 года.
В него было внесено более 700 изменений и дополнений, за которыми не успевали следить даже профессионалы.
А ведь они адресованы всему населению.
Видимо, не случайно в Германии, пережившей за последнее столетие много исторических потрясений (фашизм, поражение в двух мировых войнах, разделение и объединение страны), до сих пор действует УК 1871 года, принятый во времена Бисмарка — в год образования Германской империи.
В этой стране, несомненно, есть все для разработки и принятия нового кодекса.
Однако, будучи измененным и дополненным (в редакции 1987 г.), он так и остался УК 1871 года5 -', который вошел в сознание многих поколений немцев.
Вторая составляющая — деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью — более мобильна, чем уголовное законодательство.
Но эти органы осуществляют свои функции лишь на основе законов.
Иной подход, используемый тоталитарными режимами в разных странах, в том числе и в СССР, опаснее, Іем сама преступность.
Нормальное демократическое общество не ожет себе позволить бороться с преступностью ее методами, хотя 'то зачастую и эффективно.
Хрестоматийным примером к сказанному могут служить действия работника МУРа Жеглова (артист Высоцкий) из кинофильма "Место встречи изменить нельзя", °Дложившего украденный кошелек в карман тому самому вору, торый до этого его ловко выбросил.
Среди оперативных работни-бытовало, да и бытует ныне, устойчивое мнение, что без нару-*ия законов "в интересах дела" трудно раскрыть серьезное пре-Упление.
Через корпоративную философию целесообразного на

[Back]