«воров в законе») и неохраняемых граждан свидетельствуют о том, что в современной России никто не может чувствовать себя в полной безопасности. Уголовно-правовой контроль преступности также ограничен. Уголовное наказание в XX в. переживало глубочайший кризис. Человеческое общество связывает свое развитие с дальнейшим сужением и гуманизацией уголовной ответственности. Тем не менее, уголовно-правовой контроль преступности остается самым зримым и мобильным. Общество не может отказаться от него. С дальнейшим ростом и «совершенствованием» преступности уголовно-правовой контроль должен будет углубляться, и дифференцироваться, действуя в единой связке с криминологическим контролем. Практическая реализация уголовно-правового и криминологического контроля невозможна без ограничения человеческих прав и свобод, но ограничения узаконенного. Общество вынуждено будет идти на новые ограничения в целях более эффективного контроля над преступностью и своего собственного выживания, в целях подтягивания правового противодействия к растущей и мимикрирующей преступности. В наше время, когда права и свободы человека становятся общепризнанной и непреходящей ценностью, когда их расширение является единственной реальной тенденцией, очень трудно представить добровольное ограничение этих прав в целях сужения возможностей преступности. Но это тоже реальная тенденция, и она последовательно реализуется в законодательстве многих стран. Досмотр в аэропортах, особенно на международных линиях, по сути своей, является тотальным обыском всех пассажиров, но мы его терпим в целях собственной безопасности. К этому же относятся сплошная дактилоскопия, всеобщее декларирование доходов и расходов, всеобщий регистр населения с налоговым, медицинским, уголовным и иными блоками и другие нежелательные установления. 184 |
Глава 16. Прогноз преступности 479 ший кризис. Человеческое общество связывает свое развитие с дальнейшим сужением и гуманизацией уголовной ответственности. Тем не менее уголовно-правовой контроль преступности остается самым зримым и мобильным. Общество не может отказаться от него. С дальнейшим ростом и "совершенствованием" преступности уголовно-правовой контроль будет углубляться и дифференцироваться, действуя в единой связке с криминологическим контролем. Практическая реализация уголовно-правового и криминологического контроля невозможна без ограничения человеческих прав и свобод, но ограничения узаконенного. Общество вынуждено будет идти на новые и новые ограничения в целях более эффективного контроля за преступностью и своего собственного выживания, в целях подтягивания правового противодействия к растущей и мимикрирующей преступности. Ныне, когда права и свободы человека становятся общепризнанной и непреходящей человеческой ценностью, когда их расширение представляется единственной реальной тенденцией, очень трудно себе представить добровольное ограничение этих прав в целях сужения возможностей преступности. Но это тоже реальная тенденция, и она последовательно реализуется в законодательстве многих стран. Досмотр в аэропортах, особенно на международных линиях, по сути своей является тотальным обыском всех пассажиров, но мы его терпим в целях собственной безопасности. К этому же относится сплошная дактилоскопия, всеобщее декларирование доходов и расходов, всеобщий регистр населения с налоговым, медицинским, уголовным и иными блоками и другие нежелательные установления. Ближайшее будущее человечества — свободное демократическое общество, но с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и возможными криминальными процессами. Только на этом пути можно будет удерживать преступность и другие девиации на социально-терпимом уровне. Самоограничиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей преступности. Упоминание о страхе на первый взгляд может показаться оскорбительным для homo sapiens. И хотя страх всегда был сильнейшим мотиватором всего живого, для человека он представляется унизительным. Человек, подверженный страху, испокон веков считался трусом. Но я говорю не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование.Очень часто мы слышим: "Красота спасет мир". Нет сомнения в том, что красота созидательна и вносит существенный вклад в спасение мира. Но его спасет все-таки не красота, а страх перед самоуничтожением. Страх перед коммунизмом интенсивно цивилизовал капитализм как социальную систему. Третью мировую войну сдерживает не отсутствие амбиций к господству над другими, не красота, а тот же страх перед ядерным самоуничтожением, средства которого не случайно называют оружием сдерживания. Аналогичные суждения можно привести по поводу усиливающейся экологической или иной глобальной опасности. |