Проверяемый текст
Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Предисловие академика Российской ' академии наук В. Н. Кудрявцева — М.: Издательство НОРМА, 1997. — 525 с.
[стр. 185]

Будущее человечества свободное демократичное общество, но с надежным дифференцированным жестким социально-правовым контролем над реальными и возможными криминальными процессами.
Только на этом пути можно будет удерживать преступность и другие девиации на социально терпимом уровне.

Самоограиичиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей преступности.
И хотя страх всегда был сильнейшим мотиватором всего живого, для человека он представляется унизительным.
Человек, подверженный страху, испокон веков считался трусом.
Но
мы говорим не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование.
Очень часто мы слышим: «Красота спасет мир».
Нет сомнения в том, что красота созидательна и вносит существенный вклад в спасение мира.
Но его спасет все-таки не красота, а страх перед самоуничтожением.
Страх перед коммунизмом интенсивно цивилизовал капитализм как социальную систему.

Развязывание третьей мировой войны сдерживает нс отсутствие амбиций и стремление к господству над другими, не красота, а тот же страх перед ядерным самоуничтожением, средства которого не случайно называют оружием сдерживания.
Аналогичные суждения можно привести по поводу усиливающейся экологической или иной глобальной опасности.

Национальная и транснациональная преступность вышла на мировой уровень угроз цивилизованному человеческому существованию.

Именно поэтому тот же страх вынуждает человеческое общество к серьезному контролю, самоконтролю и самоограничению в целях более эффективного сдерживания преступности.
Хотелось бы пояснить:
автор не призывает к тотализации контроля, а лишь констатирует реальные тенденции.
Если ктото может предложить более либеральные пути сдерживания преступности, они с благодарностью будут восприняты человеческим сообществом.

Но 185 пока их нс видно.
[стр. 563]

Глава 16.
Прогноз преступности 479 ший кризис.
Человеческое общество связывает свое развитие с дальнейшим сужением и гуманизацией уголовной ответственности.
Тем не менее уголовно-правовой контроль преступности остается самым зримым и мобильным.
Общество не может отказаться от него.
С дальнейшим ростом и "совершенствованием" преступности уголовно-правовой контроль будет углубляться и дифференцироваться, действуя в единой связке с криминологическим контролем.
Практическая реализация уголовно-правового и криминологического контроля невозможна без ограничения человеческих прав и свобод, но ограничения узаконенного.
Общество вынуждено будет идти на новые и новые ограничения в целях более эффективного контроля за преступностью и своего собственного выживания, в целях подтягивания правового противодействия к растущей и мимикрирующей преступности.
Ныне, когда права и свободы человека становятся общепризнанной и непреходящей человеческой ценностью, когда их расширение представляется единственной реальной тенденцией, очень трудно себе представить добровольное ограничение этих прав в целях сужения возможностей преступности.
Но это тоже реальная тенденция, и она последовательно реализуется в законодательстве многих стран.
Досмотр в аэропортах, особенно на международных линиях, по сути своей является тотальным обыском всех пассажиров, но мы его терпим в целях собственной безопасности.
К этому же относится сплошная дактилоскопия, всеобщее декларирование доходов и расходов, всеобщий регистр населения с налоговым, медицинским, уголовным и иными блоками и другие нежелательные установления.
Ближайшее будущее человечества — свободное демократическое общество, но с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и возможными криминальными процессами.
Только на этом пути можно будет удерживать преступность и другие девиации на социально-терпимом уровне.

Самоограничиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей преступности.
Упоминание о страхе на первый взгляд может показаться оскорбительным для homo sapiens.
И хотя страх всегда был сильнейшим мотиватором всего живого, для человека он представляется унизительным.
Человек, подверженный страху, испокон веков считался трусом.
Но
я говорю не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование.Очень часто мы слышим: "Красота спасет мир".
Нет сомнения в том, что красота созидательна и вносит существенный вклад в спасение мира.
Но его спасет все-таки не красота, а страх перед самоуничтожением.
Страх перед коммунизмом интенсивно цивилизовал капитализм как социальную систему.

Третью мировую войну сдерживает не отсутствие амбиций к господству над другими, не красота, а тот же страх перед ядерным самоуничтожением, средства которого не случайно называют оружием сдерживания.
Аналогичные суждения можно привести по поводу усиливающейся экологической или иной глобальной опасности.


[стр.,564]

480 Часть III.
Контроль над преступностью Национальная и транснациональная преступность вышла на мировой уровень угроз цивилизованному человеческому существованию.
Поэтому тот же страх вынуждает человеческое общество к серьезному контролю, самоконтролю и самоограничению в целях более эффективного сдерживания преступности.
Хотелось бы пояснить:
я не призываю к тотализации контроля, а лишь констатирую реальные тенденции.
Если кто-то может предложить более либеральные пути сдерживания преступности, они с благодарностью будут восприняты человеческим сообществом.

Я их пока не вижу.
А вот как этот вопрос понимают в США.
Уже цитированная нами Дж.
Беннетт ключевым моментом в борьбе с преступностью видит информацию.
Она считает, что компьютер, предоставляя обществу и частным агентствам способность быть в курсе наших дел, станет "средством, сдерживающим нас".
Государственные органы и бизнес уже создали электронные досье, в которых прослеживаются почти все аспекты нашей жизни: долги, страховые иски, преступления, благотворительные платежи, налоги, медицинские данные, трудовой стаж, психологические особенности.
И это является одной из составляющих будущего контроля над преступностью.
Компьютеры, хранящие наши тайны, все больше будут автоматически запрограммированы на "разговор" друг с другом.
Мы предстанем обнаженными перед электронным тираном, имея для своей защиты закон о свободе информации.
Компьютеры, по ее мнению, — лишь часть общего наступления на гражданские свободы, которое заряжается и страхом перед преступностью, и страхом морального разложения.
В обмен на моральное возрождение многочисленные слои населения готовы будут пожертвовать важными разделами Билля о правах28 .
И в этом прогнозе Беннетт мало утешительного.
Но скорее всего именно на этом пути находится выход демократического и прагматического общества из криминального капкана: растущая и меняющаяся преступность предопределит расширение и углубление криминологического и уголовно-правового контроля над ней с параллельной разработкой четких законодательных гарантий по соблюдению фундаментальных прав человека.
Если же общество не найдет в себе сил и средств ювелирного решения сложной двуединой задачи эффективности и гуманности, то преступность может превратиться в социальную чуму третьего тысячелетия, в диктатуру пятой, а потом и единственной власти.
Многовековая история человечества показывает, что оно всегда находило в себе и силы, и средства для принятия судьбоносных решений.
Нет сомнения в том, что оно найдет выход и в этот раз.
Его контуры практически намечены были в уходящем столетии.
У Девятого конгресса ООН о предупреждении преступности и уголовном правосудии был девиз: "Меньше преступности, больше правосудия".
В нем выражена основная стратегия борьбы с преступностью нашего времени.
1 Аванесов Г.
А.
Теория и методология криминологического прогнозирования.
М., 1972; Лунеев В.
В.
Криминологическое прогнози

[Back]