«В чем же в таком случае их различие!))1 задает вопрос Сорокин. И сам дает на него ответ: «Оно заключается не в материальном характере актов, а исключительно в том, что преступление есть причина, а наказание следствие. С внешней точки зрения здесь нет больше никакого различия. Поэтому, анализируя извне цепь преступлений и наказаний, в каждом данном случае мы можем рассматривать как преступление лишь акты, вызывавшие наказание»1 2. Таким образом, социолог с мировым именем П. Сорокин, рассуждает о наказании в рамках ретрибутивистсткого подхода. Во-первых, это заметно во внешнем проявлении он использует термин «кара», а не наказание; вовторых, по сути, наказание у него является эквивалентным преступлению, а их разница заключается только в том, что преступление — причина, а наказание — следствие. Теперь взглянем на проблему наказания через призму учения Э.Дюркгейма. Его место в общей социологии известно, и даже не будем касаться его. Ни одно исследование соотношения морали, религии и права не может обойтись без обращения к Э.Дюркгейму, и тем более проблема наказания. Основу своей социальной теории Э. Дюркгейм заложил в работах «О разделении труда в обществе» (1893 г.) и «Правила социологического метода» (1895 г.). Эти две работы открыли новую эпоху в мировой социальной мысли и социологии. В них Дюркгейм ввел основные понятия своей социологической теории, которые потом повлияли на его более поздние исследования наказания, самоубийства, религии, образования, морали и других социальных феноменов. При рассмотрении проблемы наказания у Дюркгейма необходимо начать с такого социального явления, как солидарность, которая делится на два типа — органическую и механическую. 1 Сорокин П. Л. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах обшествснного повеления и морали. М. 2006. С. 206. 2 Там же. С. 206. 88 |
классификационной схемой, которая часто выводит за пределы анализа наиболее интересный материал. Несколько слон нужно сказать о значении работ Э.Дюркгейма для социальной философии и социологии девиантного поведения, криминологии, социологии права и социологии наказания. Место Э.Дюркгейма в общей социологии известно, и даже не будем касаться его. В социологии девиантного поведения и криминологии прямое влияние работ Э.Дюркгейма испытали на себе Чикагская школа (теория социальной дезорганизации), концепция «аномии» Р.Мертона, интеракционистский подход к изучению девиантного поведения, начиная с Дж.Г.Мида (сюда входит и «теория навешивания ярлыков», концепция стигмы, «социальная драматургия» Э.Гоффмана, исследование тотальных институтов с различных позиций). Под влиянием Э.Дюркгейма находится «теория контроля», не говоря уже о неофункционалистских концепциях преступности и девиантного поведения1. Ни одно исследование соотношения морали, религии и права не может обойтись без обращения к Э.Дюркгейму.1 2 Сначала рассмотрим общие принципы социальной теории Э.Дюркгейма. Основу своей социальной теории Э. Дюркгейм заложил в работах «О разделении труда в обществе» (1893 г.) и «Правила социологического метода» (1895 г.). Эти две работы открыли новую эпоху в мировой социальной мысли и социологии. В них Дюркгейм ввел основные понятия своей социологической теории, которые потом повлияли на его более поздние исследования наказания, самоубийства, религии, образования, морали и других социальных феноменов. Социальные факты. Начнем рассмотрение базисных идей Дюркгейма с концепции «социальных фактов». Первой задачей Дюркгейма было отделение социологии от ряда других академических дисциплин, изучавших в то время человека и общество психологии, философии и биологии. Для Дюркгейма социология как наука по своей методологии была близка к естественнонаучным 1 См.: Оо\*т1е$ Ц., Коек Р. 1)пс1ег$1апс1ш& Оеу1апсе. Уогк, 1998. Р. 88 106; ЬШу ГК.. СиПеп Р., Ва!1 К. Сптшо1о&1са1 ТЬеогу, ЬотиТоп, 1995. Р. 76-78. 2 См.: Тгсушо А. ТЬе 5осю1обУ оП,ам, Ке\у Уогк. 1996. Р. 272-274. |