Проверяемый текст
Щитов Николай Георгиевич. Влияние основных парадигм социальной теории на понимание природы наказания (Диссертация 2003)
[стр. 90]

В раннем периоде своего творчества Э.Дюркгейм жестко связывает преступление и наказание с механической и органической солидарностью.
В более поздние периоды своего творчества он пытается по-иному объяснить феномен наказания.
Основным измерителем социальной солидарности у Э.Дюркгейма выступает право.

Сначала рассмотрим раннюю концепцию эволюции права у Э.Дюркгейма.
В своей ранней работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм пытается найти способы исследования важнейшего для его социологии феномена социальной солидарности.
Поскольку солидарность — это «явление чисто моральное», то нужно найти достаточно «осязаемые» переменные, являющиеся индикаторами интенсивности и типов солидарности.
В качестве такого индикатора Дюркгейм видит институт права.

Для классификации форм права Дюркгейм вводит два предельно абстрактных понятия: «репрессивное право» и «реститутивное право».
Понятие «репрессивное право» включает в себя все уголовное право, а «реститутивное право» включает в себя гражданское право, процессуальное право,
коммерческое право, административное конституционное, соответственно.
Дюркгейм связывает репрессивное право с наказанием, а реститутивное с регулирующими, «примирительными» санкциями.

Дюркгейм считал, что право, доминирующее при механической солидарности, почти всегда несет репрессивный характер.
Репрессивные санкции это жесткий (и часто жестокий) ответ на нарушение ценностей, инкорпорированных в коллективное сознание.

Основным фактором, поддерживающим репрессивное право, является гомогенность общества.
Если мы поставим мысленный эксперимент, представив себе полностью однородное общество, то в нем может существовать, по Дюркгейму, только репрессивное право, поскольку нарушение ценностей коллективного сознания вызовет единодушный сильный ответ.
Дюркгейм связывает репрессивное право с моральным
[стр. 28]

В раннем периоде своего творчества Э.Дюркгейм жестко связывает преступление и наказание с механической и органической солидарностью.
В более поздние периоды своего творчества он пытается по-иному объяснить феномен наказания.
Основным измерителем социальной солидарности у Э.Дюркгейма выступает право,
поэтому остановимся на ключевых пунктах Дюркгеймовской теории права.
Эволюция права.
Сначала рассмотрим раннюю концепцию эволюции права у Э.Дюркгейма.
В своей ранней работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм пытается найти способы исследования важнейшего для его социологии феномена социальной солидарности.
Поскольку солидарность это «явление чисто моральное», то нужно найти достаточно «осязаемые» переменные, являющиеся индикаторами интенсивности и типов солидарности.
В качестве такого индикатора Дюркгейм видит институт права.

Р.Мертон писал, что для Дюркгейма право было таким же измерительным прибором, как подъем и падение ртутного столба для измерения температуры в физических науках (Мертон полагал, что Дюркгейму это удалось только отчасти).1 Современный историк социологии Ф.Паркин в книге «Дюркгейм» назвал право «социологическим эквивалентом термометра» в работе «О разделении общественного труда»* 2.
В ней Дюркгейм прямо связывает качественные и количественные характеристики права с типом и интенсивностью солидарности: «Поскольку право воспроизводит многие формы социальной солидарности, нам остается только классифицировать различные виды права, чтобы затем исследовать, каковы соответствующие им виды социальной солидарности».3 Для классификации форм права Дюркгейм вводит два предельно абстрактных понятия: «репрессивное право» и «реститутивное право».
Понятие «репрессивное право» включает в себя все уголовное право, а «реститутивное право» включает в себя гражданское право, процессуальное право,
Мспоп К.
Оигкйенп’з Отзюп оГЬаЬог т Зоаегу // Атспсап )оигпа1 оГ$осю1о&у.
№ 40(3).
1934.
Р.
326.
2 Рагкт Р.
ОигкЬейп, ОхГогс).
1992.
Р.
26.
} Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
М., 1991 С.
69.


[стр.,29]

коммерческое право, административное конституционное, соответственно.
Дюркгейм связывает репрессивное право с наказанием, а реститутивное с регулирующими, «примирительными» санкциями.

Подробнее проанализируем каждый вид права.
Репрессивное право.
Дюркгейм считал, что право, доминирующее при механической солидарности, почти всегда несет репрессивный характер.
Репрессивные санкции это жесткий (и часто жестокий) ответ на нарушение ценностей, инкорпорированных в коллективное сознание.

Ниже подробно остановимся на характере преступлений и ответе на них в рамках репрессивног о права.
Основным фактором, поддерживающим репрессивное право, является гомогенность общества.
Если мы поставим мысленный эксперимент, представив себе полностью однородное общество, то в нем может существовать, по Дюркгейму, только репрессивное право, поскольку нарушение ценностей коллективного сознания вызовет единодушный сильный ответ.
Дюркгейм связывает репрессивное право с моральным
чувством гнева и негодования по поводу преступления среди большинства населения.
Дюркгейм часто ссылается на жестокие законы примитивных обществ: закон талиона в Моисеевом «Пятикнижии» у древних евреев, знаменитое «око за око, зуб за зуб»; ссылается на египетские, древнеиндийские и другие законы.
Репрессивное право связано с религией, поскольку в экономически неразвитых обществах религия является основным «конденсатом» коллективных представлений.
Дюркгейм полагал, что репрессивное право не ставит своей целью предотвратить преступления, его цель выражение коллективного негодования по поводу преступления.
По мере ослабления гомогенности общества все большее место в нем занимает реститутивное право.
Реститутивное право.
Ресттутивное право начинает играть все большую и большую роль по мере роста органической солидарности.
Поскольку единодушие по отношению ко всем преступлениям сменяется равнодушием к значительной части из них, у общества возникает задача

[Back]