Проверяемый текст
Щитов Николай Георгиевич. Влияние основных парадигм социальной теории на понимание природы наказания (Диссертация 2003)
[стр. 91]

чувством гнева и негодования* по поводу преступления среди большинства населения.
Дюркгейм часто ссылается на жестокие законы примитивных обществ: закон талиона в Моисеевом «Пятикнижии» у древних евреев, знаменитое «око за око, зуб за зуб»; ссылается на египетские, древнеиндийские и другие законы.
Репрессивное право связано с религией, поскольку в экономически неразвитых обществах религия является основным «конденсатом» коллективных представлений.
Дюркгейм полагал, что репрессивное право не ставит своей целью предотвратить преступления, его цель — выражение коллективного негодования по поводу преступления.

И наказание выглядит как кара.
То есть в обществе с механической солидарностью и преобладанием репрессивного права наказание ретрибутивно.
По мере ослабления гомогенности общества все большее место в нем занимает реститутивное право,
и следовательно конссквснциализм.
Реститутивное право начинает играть все большую и большую роль по мере роста органической солидарности.
Поскольку единодушие по отношению ко всем преступлениям сменяется равнодушием к значительной части из них, у общества возникает задача
регулировать отношения между членами общества, восстанавливая социальное единство.
Дюркгейм, сравнивая оба вида права, писал: «Репрессивное право соответствует тому, что составляет сердце и центр коллективного сознания, чисто моральные правила составляют уже менее центральную часть его; наконец, реститутивное право
берет начало в периферийных областях и простирается далеко за ними»1.
Дюркгейм, изучая различные типы обществ, понял, что его концепция прогресса общества от механической к органической солидарности со сменой
репрессивного права реститутивным не соответствует фактам, полученным при изучении некоторых типов обществ.
Поэтому в более позднем периоде он ввел концепцию эволюции наказания, не носящую
1 Дюркгейм Э О разделении общественного труда.
М., 1991.
С.110.

91
[стр. 29]

коммерческое право, административное конституционное, соответственно.
Дюркгейм связывает репрессивное право с наказанием, а реститутивное с регулирующими, «примирительными» санкциями.
Подробнее проанализируем каждый вид права.
Репрессивное право.
Дюркгейм считал, что право, доминирующее при механической солидарности, почти всегда несет репрессивный характер.
Репрессивные санкции это жесткий (и часто жестокий) ответ на нарушение ценностей, инкорпорированных в коллективное сознание.
Ниже подробно остановимся на характере преступлений и ответе на них в рамках репрессивног о права.
Основным фактором, поддерживающим репрессивное право, является гомогенность общества.
Если мы поставим мысленный эксперимент, представив себе полностью однородное общество, то в нем может существовать, по Дюркгейму, только репрессивное право, поскольку нарушение ценностей коллективного сознания вызовет единодушный сильный ответ.
Дюркгейм связывает репрессивное право с моральным чувством гнева и негодования по поводу преступления среди большинства населения.
Дюркгейм часто ссылается на жестокие законы примитивных обществ: закон талиона в Моисеевом «Пятикнижии» у древних евреев, знаменитое «око за око, зуб за зуб»; ссылается на египетские, древнеиндийские и другие законы.
Репрессивное право связано с религией, поскольку в экономически неразвитых обществах религия является основным «конденсатом» коллективных представлений.
Дюркгейм полагал, что репрессивное право не ставит своей целью предотвратить преступления, его цель выражение коллективного негодования по поводу преступления.

По мере ослабления гомогенности общества все большее место в нем занимает реститутивное право.

Реститутивное право.
Ресттутивное право начинает играть все большую и большую роль по мере роста органической солидарности.
Поскольку единодушие по отношению ко всем преступлениям сменяется равнодушием к значительной части из них, у общества возникает задача


[стр.,30]

30 рейдировать отношения между членами общества, восстанавливая социальное единство.
Дюркгейм, сравнивая оба вида права, писал: «Репрессивное право соответствует тому, что составляет сердце и центр коллективного сознания, чисто моральные правила составляют уже менее центральную часть его; наконец, реститутивное право
берег начало в периферийных областях и простирается далеко за ними» Право и эволюция наказания в поздних работах Дюркгейма.
Дюркгейм, изучая различные типы обществ, понял, что его концепция прогресса общества от механической к органической солидарности со сменой
репрессивною права реститутивным не соответствует фактам, полученным при изучении некоторых типов обществ.
Поэтому в более позднем периоде он ввел концепцию эволюции наказания, не носящую
однонаправленного линейного характера.
Он сформулировал первый закон эволюции наказания как «принцип количественного изменения» распространенности, жестокости и интенсивности уголовного наказания; второй как «принцип качественного изменения» наказания, где он проследил изменения характера наказания от телесного наказания до тюремного заключения.
Рассмотрим отдельно законы эволюции наказания.
Первый закон: Принцип количественного изменения.
Дюркгейм в своей работе о законах эволюции наказания нс отказывается от первоначальной концепции, что наказание смягчается по мере эволюции общества от экономически слаборазвитого к развитому.
Но он добавляет новую независимую переменную степень централизации власти и особенно ее концентрации в одних руках.
Дюркгейм начинает утверждать, что наказание является результатом действия двух независимых переменных степени экономического развития общества и централизации власти.
В качестве идеальных типов можно представить себе четыре возможных типа обществ: 1.
Слаборазвитое с сильно централизованной властью; 1 1 Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
М..
1991.
С.
110.

[Back]