Проверяемый текст
А.Д. Бойков. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. - М., 1997
[стр. 143]

144 прокурор края назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой и губернатором края (ст.71); по Уставу Курганской области прокурор, области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти области (ст.
130); по Уставу Липецкой области по согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области (ст.
143).
В Уставе (основном законе) Оренбургской области определено, что прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации (п.2 ст.92).
Прокурорский надзор распространен и на законодательные (представительные) и исполнительные органы, субъектов федерации.
Обеспечение верховенства законов, их единообразного понимания во взаимоотношениях органов власти "по вертикали" имеет большое значение для преодоления сепаратизма и местничества, для реального воплощения в жизнь принципа федерализма как одной из фундаментальных основ российской государственности.
Осуществляя свою деятельность на этом направлении, прокуратура призвана сыграть роль важного рычага в деле обеспечения оптимального баланса сил по линии "центр регионы".
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.
76 Конституции).
Конституцией установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч.
4 ст.
76 Конституции, т.е.
по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой
[стр. 249]

единообразным исполнением законов о труде на территории РФ осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами».
Прокуратура выступает защитником интересов и прав граждан в тех случаях, когда полномочий других органов, в том числе контролирующих, недостаточно для того, чтобы самостоятельно восстановить нарушенные права или обратиться в суд.
Преимущества прокурорского реагирования на нарушения прав человека по сравнению с обращением в суд заключены и в возможности инициативного выявления и опротестования не только индивидуальных решений, но и нормативных актов, деструктивное воздействие которых на права человека намного обширнее.
Отмечая все это, авторы Концепции развития прокуратуры на переходный период приходят к выводу: «...Таким образом, демократическое общество предполагает создание «многоканальной», альтернативной системы охраны и защиты прав человека.
Акцент на судебную форму защиты прав и свобод человека и гражданина отнюдь не должен повлечь сворачивания усилий прокуратуры в этом направлении.
Компенсируя ряд уязвимых сторон суда, прокуратура за счет своих преимуществ (оперативность разрешения обращений, инициативность, охват широкого круга лиц) может удачно дополнить и усилить судебную форму защиты прав человека»170.
Это концептуальное положение нашло отражение в Федеральном Законе о прокуратуре (17 ноября 1995 г.) в виде специальной главы «О надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Возможный упрек по поводу подмены прокуратурой органов правосудия нейтрализуется уже тем, что и законодатель соответствующую деятельность прокуратуры рассматривает как субсидиарную, дополняющую деятельность судов, освобождающую их от потока жалоб и заявлений по тем спорам и конфликтам, которые могут быть разрешены оперативно без вмешательства суда.
В законе о прокуратуре подчеркивается, что «решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд» (ст.
10).
248

[Back]