поскольку именно этот процесс обеспечивает образование условного субъекта («квази-субъекта») моделируемой деятельности и, следовательно, наибольшее приближение условного игрового общения к реальному. Учитывая произвольность принятия игровой роли, а также неустойчивость основного мотива учебной ролевой игры исполнить роль в коллективно разыгрываемом сюжете, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы игровая роль максимально соответствовала интересам студентов и создавала возможности для реализации его актуальных потребностей в познании, самовыражении, общении, самоутверждении и т.д. Для этого необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их статус в учебном коллективе, а также соблюдать принцип добровольности выбора роли. Примером учебной ролевой игры может служить следующая: Игра «Экскурсовод» Цель: Отработка многофункциональности употребления предложнопадежных конструкцийрусского языка. Реквизиты: карточки с предложно-падежными конструкциями, содержащими объектные отношения Условия игры: Играющим предлагается рассказать о том, как добраться до определенного места в городе Белгороде, употребляя определенные предложно-падежные конструкции, указанные в карточках. Второй участник игры, используя такую же тематическую карточку, но с другим содержанием должен объяснить цель своего визита в это место. Например: Ключевое словоуниверситет: 1. Купить билет, доехать па автобусе, спросить прохожего, взять ручку и тетрадь, показать пропуск, писать лекцию 2. Изучать, встретиться с друзьями, рассказать о каникулах, поговорить с преподавателем, послушать лекцию. Методы обучения реализуются через приемы конкретные операции, которые обучаемый должен осуществить с учебным (языковым и речевым) материалом. Прием обучения не имеет самостоятельной цели обучения, а подчиняется цели, определяемой тем или иным методом [Лернер: 1980]. |
330 дельных уроков, так и в сборнике заданий в целом. Важно, что задачи могут дифференцироваться по уровню сложности внутри одной и той же игры: форма, представляемая более слабым участникам, делает соревнование более доступным, интересным. Игра-соревнование, опираясь на состязательность как одно из универсальных свойств человека, является эффективным средством учебной мотивации. Высокая личностная значимость ведущего мотива игрысоревнования, осознанного на потребность в самоутверждении, объективно способствует значимости вербальных средств, посредством которых достигаются игровые цели и, следовательно, эффективности их усвоения. Помимо игр-соревнований, в экспериментальном обучении использовались ролевые игры на русском языке, основное назначение которых развитие коммуникативных умений в ситуациях условного (моделируемого) обобщения. Основные усилия преподавателя при проведении ролевой игры должны быть направлены на обеспечение принятия учащимися игровой роли, поскольку именно этот процесс обеспечивает образование условного субъекта (“квази-субъекта”) моделируемой деятельности и, следовательно, наибольшее приближение условного игрового общения к реальному. Учитывая произвольность принятия игровой роли, а также неустойчивость основного мотива учебной ролевой игры исполнить роль в коллективно разыгрываемом сюжете, мы стремились к тому, чтобы игровая роль максимально соответствовала интересам студентов и создавала возможности для реализации его актуальных потребностей в познании, самовыражении, общении, самоутверждении и т.д. Для этого необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности обучающихся , их статус в учебном коллективе, а также соблюдать принцип добровольности выбора роли. Приведем примеры учебных игр. Игра “НАШИ УВЛЕЧЕНИЯ”. Цель. Развитие умений решать коммуникативные задачи: |