Проверяемый текст
Игнатова, Ирина Борисовна. Обучение грамматическому строю русской речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя (Диссертация 1997)
[стр. 66]

Итак, путь от мысли к речи, по мнению Л.С.
Выготского, 1) начинается с мотива, общего замысла и проходит через этап внутренней речи этап планирования, смыслового развертывания, выбора темы, определения последовательности смысловых блоков, 2) приводит к формированию грамматической организации высказывания и лексическому заполнению синтаксических структур в соответствии со смысловым замыслом высказывания этап лексикограмматического структурирования будущего высказывания, 3) развертывается во внешнее речевое высказывание этап реализации.
Если на первом этапе, этапе «смыслового развертывания», мысль становится внутренним побуждающим мотивом РД, где говорящий знает только «общий предмет высказывания», то на втором этапе происходит формирование мысли посредством языка.
Именно этот этап «несет ответственность за логическую последовательность высказывания, и именно на этом этапе, как показывает практика, у иностранных студентов возникают основные трудности, которые связаны а) с лексическим оформлением речевого высказывания и б) с его морфолого-синтаксической организацией, т.е.
на этапе перехода от «грамматики мысли», являющейся отражением
логики событий в действительности, к вербальному синтаксису и «грамматике слов».
Этот сложный процесс перехода* «грамматики мысли» в «грамматику речи» образует, по мнению психолога, одну из главных линий формирования и развития речевого мышления [Л.С.
Выготский: 1986, 74].
Этот переход и называют лексико-грамматическим структурированием высказывания.
Процесс лексико-грамматического структурирования проходит путем наложения «грамматических правил» на подготовленную на предыдущих этапах внутреннюю программу высказывания, где основные предложениявысказывания представлены в виде своеобразных коррелятов субъектнопредикативно-объектных отношений.
При этом первыми в качестве компонентов будущего высказывания появляются логический субъект (8) и объект (О), если он есть.
При переходе от программы к ее реализации, как только выделя
[стр. 117]

рождения речевого высказывания (74, 122, 132, 230 и др.), каждая из которых имеет свои специфические черты и отличия, но, тем не менее, в основе каждой лежит трехуровневая схема речепорождения Л.С.Выготского, состоящая из трех этапов: этап семантического (смыслового) развертывания этап планирования, выбора темы, определения последовательности смысловых блоков и т.д; этап лексико-грамматического развертывания этап перехода от программы к грамматической организации высказывания и лексическому заполнению синтаксических структур в соответствии со смысловым замыслом высказывания; этап звукового развертывания и реализации.
Первые два этапа Л.С.Выготский объединяет в план "внутренней речи", а третий определяется как "внешняя речь".
Если на первом этапе, этапе семантического развертывания, мысль становится внутренним, побуждающим мотивом к РД, где говорящий знает "общий предмет или тему высказывания" (73, 74), то на этапе лексико-грамматического развертывания происходит формирование мысли посредством языка.
Данный этап "несет ответственность за логическую последовательность" и грамматическую правильность речевого высказывания.
Из трех этапов процесса речепорождения особую значимость приобретает второй этап этап формирования мысли посредством языка, в процессе которого осуществляется лексико-грамматическое оформление высказывания.
Именно на этом этапе, как показывает опыт, у иностранных студентов возникают основные трудности, связанные с лексическим и морфолого-синтаксическим оформлением речевого высказывания, т.е.
на этапе перехода от "грамматики мысли", являющейся отражением
действительности (логики событий), к вербальному синтаксису и грамматике слов" (Л.С.Выготский).
Этот переход называют грамматическим структурированием.
Поскольку особенности грамматического структурирования пока еще мало исследованы, то в нем

[стр.,118]

можно выделить только отдельные операции?* В процессе формирования мысли, когда происходит органическое объединение номинации и предикации, одновременно в работу включаются две речевые операции: 1) операция отбора, выбора слов; 2) операция распределения слов в процессе развертывания речевой программы по языковым правилам (правильный порядок слов, их последовательность, грамматическое маркирование) (И.А.Зимняя, 1989, с.78).
Процесс грамматического структурирования проходит следующим образом.
На подготовленную на предыдущих этапах внутреннюю программу высказывания, где основные
характеристики будущего предложения представлены в виде своеобразных коррелятов субъектнопредикативно-объектных отношений, происходит наложение "грамматических правил".
При этом следует заметить, что первыми в качестве компонентов будущего высказывания появляются логический субъект (8) и объект (О), если он есть.
При переходе от программы к ее реализации, как только выделяется
исходная предикативная пара, от которой мы "отталкиваемся" в дальнейшем речепорождении, субъект высказывания стремится занять абсолютное начало предложения, что особенно заметно в устной речи (А.А.Леоньев, 1969, с.209,1974, с.185).
А.А.Леонтьев выделил в грамматическом структурировании три звена: 1) прогнозирование и нахождение синтаксической конструкции; 2) определение местоположения выбранных по значению слов и при* Л.С.Выготский разграничивал два плана речи: психологический и грамматический и отмечал их сложное единство, которое обнаруживается как в генетическом развитии, так и в функционировании его в актах общения.
На этой основе он выдвинул идею о наличии грамматики мысли, которая не совпадает с "грамматикой речи", поскольку одна и та же мысль может быть высказана разными грамматическими средствами (структурами).
В то же время за одной и той же грамматической формой могут скрываться разные мысли.
Сложный процесс превращения “грамматики мысли” в “грамматику речи” образует, по мнению психолога, одну из главных линий совершенствования речевого мышления.
(Л.С.Выготский, 74).

[Back]