Проверяемый текст
Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. – М.: Статут, 2003
[стр. 110]

наследственной трансмиссии в результате открытия наследства и т.п.) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Подобного положения в ранее действовавшем законодательстве не существовало.
К сожалению, следует отметить, что приведенная формулировка закона однозначно не может быть признана корректной.
Уже само по себе введенное ею понятие множественности оснований наследования противоречит ст.
1111 ГК РФ, которой установлено только два основания наследования: по завещанию и по закону.
Данный перечень является исчерпывающим, никаких иных оснований наследования не существует.
Например, не допускается наследование по договору; не может быть учтено при оформлении наследственных прав намерение наследодателя передать наследнику имущество, если последний документ не может быть признан завещанием, и т.п.
Нечеткая формулировка статьи на практике привела к неправильному пониманию принципа принятия
либо отказа от наследства.
Так, достаточно часто встречаются ситуации, при которых наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве, изъявляет нотариусу желание отказаться от наследования по закону на имущество, оставшееся незавещанным, но при этом принять наследство в порядке ст.
1149 ГК РФ и, таким образом, получить в качестве обязательной доли часть
завешанного имущества, полагая, что наследование по закону и наследование обязательной доли — разные основания наследования.
Эта ситуация возникает в случаях, когда незавещанным остается имущество, не представляющее особой ценности, неликвидное и т.п.
Согласившись с фактом существования множественности оснований наследования, следует признать правомерность изложенной позиции.
Однако с этим невозможно
согласиться хотя бы потому, что предложенный порядок оформления наследственных прав противоречил бы самой ст.
1149 ГК РФ, согласно которой право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется в первую очередь из оставшейся незавещанной части наследственного имущества.

110
[стр. 24]

Для призвания к наследованию в качестве обязательных наследников иждивенцев наследодателя необходимо одновременное наличие нескольких оснований: нетрудоспособность; при определении этого понятия следует исходить из тех же принципов, что и при определении нетрудоспособности наследников.
Исключение составляют несовершеннолетние дети.
Они могут быть признаны иждивенцами до достижения ими 16 лет, а учащиеся 18 лет; для признания лиц иждивенцами наследодателя они должны либо находиться на полном содержании наследодателя, либо получать от него помощь, которая являлась бы для них основным и постоянным источником средств к существованию; иждивенчество должно продолжаться не менее одного года до момента открытия наследства.
Право на обязательную долю в наследстве
удовлетворяется в первую очередь из оставшейся незавещанной части наследственного имущества,
даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю из той части имущества, которая завещана.
В обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основанию, в том числе стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа.
Если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и т.п.) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и т.п.), суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении.
При определении круга наследников, имеющих право на получение обязательной доли в наследстве, а также правил ее исчисления необходимо учитывать ряд положений: 1) право на обязательную долю не может быть поставлено в зависимость от согласия других наследников на ее получение, так как закон не предусматривает необходимости их согласия; 2) наследники второй и последующих очередей, а также наследники по праву представления, родители которых умерли до открытия наследства, не имеют права на обязательную долю в наследстве, за исключением случаев, когда эти лица находились на иждивении умершего; 3) ст.
1149 ГК РФ не связывает возникновение права на обязательную долю в наследстве у перечисленных в этой норме лиц с совместным проживанием с наследодателем, за исключением призвания к наследованию в качестве обязательных наследников нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, названных в п.
2 ст.
1148 ГК РФ; 4) дети, усыновленные после смерти лиц, имущество которых они имели право наследовать, не утрачивают право ни на долю в наследственном имуществе как наследники по закону, ни на обязательную долю, если имущество было завещано другим лицам, поскольку ко времени открытия наследства правоотношения с наследодателем, являющимся их родителем, не были прекращены; 5) дети, усыновленные при жизни родителя, права наследования имущества этого родителя и его родственников не имеют, поскольку при усыновлении утратили в отношении их личные и имущественные права (ч.
2 ст.
108 Кодекса о браке и семье РСФСР и соответствующий ей п.
2 ст.
137 СК РФ), за исключением случаев, указанных в ч.
4 ст.
108 Кодекса о браке и семье РСФСР и соответствующем ей п.
4 ст.
137 СК РФ, предусматривающих возможность сохранения правоотношений с одним из родителей в случае смерти другого или с родственниками умершего родителя по их просьбе, если против этого не возражает усыновитель; 6) при определении размера обязательной доли в наследстве следует принимать во внимание всех наследников по закону, которые были бы призваны к наследованию (в том числе наследников по праву представления на долю их родителей, которые являлись бы наследниками по закону, но умерли до дня открытия наследства), и исходить из стоимости всего наследственного имущества (как завещанной, так и незавещанной части), включая предметы обычной домашней обстановки и обихода.
Поэтому при определении размера выделяемой истцу обязательной доли в наследстве необходимо учитывать стоимость имущества, полученного им в порядке наследования по закону (или по другому завещанию этого же наследодателя), в том числе и стоимость имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода; 7) обязательная доля в наследстве определяется в размере не менее 1/2 от той, которая причиталась бы наследнику, имеющему право на нее, при наследовании по закону, и выделяется

[стр.,46]

выморочным.
С определенной долей условности Российскую Федерацию можно поставить в девятую очередь наследников по закону.
Также имущество поступает в собственность Российской Федерации, когда, во-первых, наследники не имеют права наследовать; во-вторых, наследники отстранены от наследования; втретьих, никто из наследников не принял наследство; в-четвертых, все наследники отказались от наследства без указания, что отказываются в пользу другого наследника.
Порядок наследования выморочного имущества должен определяться специальным федеральным законом.
По всей видимости, в названном законодательном акте должно быть определено имущество, переходящее в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В любом случае, наследуют ли Россия, ее субъекты или муниципальные образования, наследники несут ответственность по долгам наследодателя.
В ситуациях, когда разыскивается наследник по закону любой из восьми очередей или обнаруживается завещание, выморочного имущества нет.
Как справедливо отметил Б.Б.
Черепахин, нормы о выморочности отступают всякий раз, когда создаются возможность и правовое основание для перехода наследственного имущества к наследникам по закону или завещанию <*>.
-------------------------------<*> См.: Черепахин Б.Б.
Правопреемство по советскому гражданскому праву // Черепахин Б.Б.
Труды по гражданскому праву.
М.: Статут, 2001.
С.
435.
Нельзя не отметить, что с введением восьми очередей наследников по закону проблем у государства или иных публичных образований по поводу приобретения выморочного имущества, видимо, будет не очень много.
Глава 5.
ПРИОБРЕТЕНИЕ НАСЛЕДСТВА § 1.
Принятие наследства.
Способы принятия наследства Для приобретения наследства наследник должен его принять.
Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (ст.
1152 ГК РФ).
Принятие наследства это односторонняя сделка, и, как любая сделка, принятие наследства может быть совершено только полностью дееспособным лицом.
В соответствии с нормами ГК РСФСР 1964 г.
наследник, принявший часть наследства, признавался принявшим все наследство.
Принятие части наследства и отказ от другой его части не допускались.
Гражданским кодексом РФ данное положение воспринято как основное: согласно абз.
1 п.
2 ст.
1152 принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось наследственное имущество.
Вместе с тем в абз.
2 названного пункта содержится законодательная новелла.
При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию, по закону или в порядке наследственной трансмиссии в результате открытия наследства и т.п.) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Подобного положения в ранее действовавшем законодательстве не существовало.
К сожалению, следует отметить, что приведенная формулировка закона однозначно не может быть признана корректной.
Уже само по себе введенное ею понятие множественности оснований наследования противоречит ст.
1111 ГК РФ, которой установлено только два основания наследования: по завещанию и по закону.
Данный перечень является исчерпывающим, никаких иных оснований наследования не существует.
Например, не допускается наследование по договору; не может быть учтено при оформлении наследственных прав намерение наследодателя передать наследнику имущество, если последний документ не может быть признан завещанием, и т.п.
Нечеткая формулировка статьи на практике привела к неправильному пониманию принципа принятия
наследства и отказа от наследства.
Так, достаточно часто встречаются ситуации, при которых наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве, изъявляет нотариусу желание отказаться от наследования по закону на имущество, оставшееся незавещанным, но при этом принять наследство в порядке ст.
1149 ГК РФ и, таким образом, получить в качестве обязательной доли часть
завещанного имущества, полагая, что наследование по закону и наследование обязательной доли разные основания наследования.
Эта ситуация возникает в случаях, когда незавещанным остается имущество, не представляющее особой ценности, неликвидное и т.п.
Согласившись с фактом существования множественности оснований наследования, следует признать правомерность изложенной позиции.
Однако с этим невозможно


[стр.,47]

согласиться хотя бы потому, что предложенный порядок оформления наследственных прав противоречил бы самой ст.
1149 ГК РФ, согласно которой право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется в первую очередь из оставшейся незавещанной части наследственного имущества.

Наследование в порядке ст.
1149 ГК РФ является наследованием по закону, поэтому наследник, принимающий наследство в виде обязательной доли, не может отказаться от наследования по закону имущества, оставшегося незавещанным.
Несовершенство формулировки абз.
2 п.
2 ст.
1152 ГК РФ может быть устранено только путем внесения в статью соответствующих изменений.
Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками, например нельзя принять одну часть наследства, а от другой отказаться (за исключением призвания наследника к наследованию по разным основаниям); нельзя принять наследство, но не принять на себя долги наследодателя и т.п.
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
В соответствии с п.
4 ст.
1152 ГК РФ процедуре принятия наследства придана обратная сила: принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Формальное принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Следует иметь в виду, что Верховным Судом Российской Федерации признан частично недействительным абз.
3 п.
5.1 инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г.
"О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике".
В соответствии с названным требованием инструктивных указаний иностранный гражданин, проживавший вне СССР (в настоящее время вне Российской Федерации), считался принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока подал заявление в посольство или консульство СССР (в настоящее время Российской Федерации) за границей или обратился к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи.
ООО "Адвекс, Инк" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным данного положения в части обращения к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи как способе принятия наследства, так как эта норма, по мнению заявителя, нарушает права наследников.
Представитель ООО "Адвекс, Инк" пояснила в суде, что порядок принятия наследства установлен Гражданским кодексом 1964 г.
Правом выдачи свидетельств о праве на наследство, помимо нотариусов, обладают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации (п.
3 ч.
1 ст.
38 Основ законодательства РФ о нотариате).
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст.
2).
Верховный Суд РФ решением от 19 апреля 2000 г.
N ГКПИ 2000-133 заявление удовлетворил по следующим основаниям.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
При этом закон устанавливает единый для всех порядок принятия наследства.
Исходя из этого, Верховным Судом сделан вывод, что содержащееся в оспариваемом нормативном акте указание на то, что иностранный гражданин считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока обратился к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи, не соответствует действующему законодательству.
Судом подчеркнуто, что специализированная коллегия адвокатов, Инюрколлегия, является добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, имеющих своей задачей оказание юридической помощи по делам с иностранным элементом, и действующее законодательство не наделило коллегии адвокатов полномочиями нотариальных органов.
В связи с изложенным Верховный Суд признал недействительной фразу "или обратиться к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи" в абз.
3 п.
5.1 вышеназванных инструктивных указаний.

[Back]