Проверяемый текст
Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. – М.: Статут, 2003
[стр. 111]

Наследование в порядке ст.
1149 ГК РФ является наследованием по закону, поэтому наследник, принимающий наследство в виде обязательной доли, не может отказаться от наследования по закону имущества, оставшегося незавещанным.
Несовершенство формулировки абз.
2 п.
2 ст.
1152 ГК РФ может быть устранено только путем внесения в статью соответствующих изменений.

В целях обеспечения общих и частных интересов действия по принятию наследства должны быть произведены в установленные законом сроки.
По общему правилу срок принятия наследства составляет шесть месяцев со дня открытия наследства и исчисляется по общим правилам исчисления сроков (ст.
190-194 ГК).
Исключения из общего правила о сроке принятия наследства законом предусмотрены следующие: шесть месяцев со дня возникновения права наследования в случаях отказа от наследства (например, в случае наследования по закону при отказе наследников предыдущей очереди, в случае наследования законными наследниками при отказе наследников по завещанию или в случае наследовании подназначенного наследника при отказе наследника по завещанию) или в случае отстранения от наследства; шесть месяцев со дня решения суда об объявлении умершим, если открытие наследства произошло в день предполагаемой гибели наследодателя; три месяца — после истечения шестимесячного срока, если наследование происходит только в связи с непринятием наследства другим наследником (применяется, когда другой наследник прямо не отказался от наследства, но и не совершил никаких действий, которые бы свидетельствовали о принятии наследства).
Пропуск предусмотренного срока для принятия наследства по общему правилу влечет утрату права на наследство, поскольку данный срок является пресекательным — по его истечении не реализованное во время его течения право прекращается.
Однако, на практике нередки случаи пропуска срока для принятия наследства.
Законодательство предусматривает возможность 111
[стр. 47]

согласиться хотя бы потому, что предложенный порядок оформления наследственных прав противоречил бы самой ст.
1149 ГК РФ, согласно которой право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется в первую очередь из оставшейся незавещанной части наследственного имущества.
Наследование в порядке ст.
1149 ГК РФ является наследованием по закону, поэтому наследник, принимающий наследство в виде обязательной доли, не может отказаться от наследования по закону имущества, оставшегося незавещанным.
Несовершенство формулировки абз.
2 п.
2 ст.
1152 ГК РФ может быть устранено только путем внесения в статью соответствующих изменений.

Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками, например нельзя принять одну часть наследства, а от другой отказаться (за исключением призвания наследника к наследованию по разным основаниям); нельзя принять наследство, но не принять на себя долги наследодателя и т.п.
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
В соответствии с п.
4 ст.
1152 ГК РФ процедуре принятия наследства придана обратная сила: принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Формальное принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Следует иметь в виду, что Верховным Судом Российской Федерации признан частично недействительным абз.
3 п.
5.1 инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г.
"О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике".
В соответствии с названным требованием инструктивных указаний иностранный гражданин, проживавший вне СССР (в настоящее время вне Российской Федерации), считался принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока подал заявление в посольство или консульство СССР (в настоящее время Российской Федерации) за границей или обратился к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи.
ООО "Адвекс, Инк" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным данного положения в части обращения к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи как способе принятия наследства, так как эта норма, по мнению заявителя, нарушает права наследников.
Представитель ООО "Адвекс, Инк" пояснила в суде, что порядок принятия наследства установлен Гражданским кодексом 1964 г.
Правом выдачи свидетельств о праве на наследство, помимо нотариусов, обладают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации (п.
3 ч.
1 ст.
38 Основ законодательства РФ о нотариате).
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст.
2).
Верховный Суд РФ решением от 19 апреля 2000 г.
N ГКПИ 2000-133 заявление удовлетворил по следующим основаниям.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
При этом закон устанавливает единый для всех порядок принятия наследства.
Исходя из этого, Верховным Судом сделан вывод, что содержащееся в оспариваемом нормативном акте указание на то, что иностранный гражданин считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока обратился к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи, не соответствует действующему законодательству.
Судом подчеркнуто, что специализированная коллегия адвокатов, Инюрколлегия, является добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, имеющих своей задачей оказание юридической помощи по делам с иностранным элементом, и действующее законодательство не наделило коллегии адвокатов полномочиями нотариальных органов.
В связи с изложенным Верховный Суд признал недействительной фразу "или обратиться к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи" в абз.
3 п.
5.1 вышеназванных инструктивных указаний.

[Back]