Проверяемый текст
Сергеев А.П., Гражданское право. Том3, неоднократно переиздавался в 1995—2007
[стр. 119]

на наследство (абз.
1 п.
2 ст.
1165 ГК).
Использование законодателем в данном случае термина «может быть» нельзя признать удачным, так как буквальное его толкование указывает на меру возможного поведения
наследодателя’39.
В литературе, на наш взгляд, совершенно оправданно определяется императивный характер
приведенной нормы140.
Такой подход, с одной стороны, указывает на необходимость получения свидетельства о праве на наследство, а с другой — исключает возможность участия в разделе наследства лиц, не являющихся наследниками.
Возникшие в результате раздела наследства права наследников на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации.
Основаниями для регистрации являются соглашение о разделе наследства и ранее выданное свидетельство о праве на наследство, а если государственная регистрация была осуществлена до заключения ими соглашения, то достаточно только соглашения о разделе наследства (абз.
2 п.
2 ст.
1165 ГК).
Раздел движимого имущества, имущественных прав и обязанностей возможен и до выдачи свидетельства о праве на наследство.

После смерти наследодателя возникает риск сокрытия, порчи, гибели, расхищения наследственного имущества как по естественным причинам, так и в силу недобросовестных действий отдельных лиц, включая самих наследников.

Предотвратить такие негативные последствия призваны меры охраны наследственных прав.

Принятие мер по охране наследства и управлению им можно определить как особый процессуальный способ защиты гражданских прав, заключающийся в совершении нотариусом (иными компетентными лицами) предусмотренных законом действий фактического и юридического порядка в целях охраны прав граждан (иных лиц) на имущество, переходящее в
139 См., напр.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред.
И.
И.
Марышевой, К.
Б.
Ярошенко.
М., 2004.
С.
152.
1 4 0 См., напр.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред.
A.
JI.
Маковского, Е.
А.
Суханова.
М., 2002.
С.
248,250; Виноградова Р.
И., Репин В.
С.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей, разделу V «Наследственное право».
М., 2002.
С.
124.
119
[стр. 5]

Правовое регулирование отношений по разделу общей собственности наследников основывается на общих нормах ГК о разделе и выделе общей долевой собственности (ст.
252 ГК) с учетом специальных норм Гражданского кодекса о разделе наследства (ст.
11641170).
Вместе с тем применение специальных норм возможно в течение трех лет с момента открытия наследства (абз.
2 ст.
1164 ГК).
Названный срок относится к числу пресекательных сроков.
По его истечении отношения по разделу имущества наследников регулируются нормами главы 16 ГК.
Такое решение законодателя продиктовано стимулированием наследников, вступивших в наследство, своевременно придать определенность в праве на полученное имущество.
Раздел наследства следует отличать от выдела доли из состава наследственного имущества.
Раздел наследства влечет прекращение права общей собственности на основе реального распределения всего имущества между участниками общей собственности.
Выдел наследства, являясь частным случаем раздела наследства (п.
2 ст.
1165 ГК), подразумевает право одного или нескольких наследников на отделение части имущества при сохранении общей собственности остальных участников на соответствующую часть наследственного имущества.
Приведенное различие не устраняет возможности применения к названным процедурам общих норм, закрепленных в главе 16 ГК, включая нормы ст.
252 ГК.
В процедуре раздела наследства могут участвовать не любые наследники, а только те, которые в силу ст.
1164 ГК обладают правом общей долевой собственности на имущество и приняли наследство.
Гражданский кодекс предоставляет наследникам возможность добровольно договориться между собой о разделе наследственного имущества, находящегося в их совместной собственности (п.
1 ст.
1165 ГК).
При достижении соглашения наследники вправе получить свидетельство о праве на наследство в соответствии с ним.
Такое решение законодателя актуализировало вопрос о допустимости отступления наследников от воли наследодателя в отношении порядка пользования наследуемым имуществом*(775).
В частности, соглашение о разделе, противоречащее завещанию, на первый взгляд искажает волю завещателя.
Разрешение возникшей коллизии следует искать в соблюдении баланса интересов наследников и воли наследодателя.
Если наследники после открытия наследства будут четко следовать воле наследодателя, то это может повлечь неразрешимые последствия в порядке осуществления правомочий участников долевой собственности.
Кроме того, наследники становятся полноправными собственниками наследуемого имущества уже с момента открытия наследства, что предполагает свободное распоряжение своим имуществом.
Именно поэтому органы, осуществляющие государственную регистрацию прав наследников, не вправе отказать в регистрации соответствующих прав в случае несоответствия раздела наследства, осуществляемого наследниками в заключенном ими соглашении, причитающимся наследникам долям, указанным в свидетельстве о праве на наследство (п.
3 ст.
1165 ГК).
В случае недостижения наследниками соглашения о порядке и условиях раздела (выдела) наследственного имущества, находящегося в их общей долевой собственности, раздел (выдел) наследства может быть разрешен в судебном порядке (п.
3 ст.
252 ГК).
Форма соглашения о разделе наследства подчиняется общим положениям о форме сделок и форме договоров.
Порядок заключения наследниками соглашения о разделе наследства зависит от характера имущества, входящего в состав наследства.
Если в состав наследства входит недвижимое имущество, соглашение (в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников) может быть заключено после выдачи им свидетельства о праве на наследство (абз.
1 п.
2 ст.
1165 ГК).
Использование законодателем в данном случае термина "может быть" нельзя признать удачным, так как буквальное его толкование указывает на меру возможного поведения
наследодателя*(776).
В литературе, на наш взгляд, совершенно оправданно определяется императивный характер


[стр.,6]

приведенной нормы*(777).
Такой подход, с одной стороны, указывает на необходимость получения свидетельства о праве на наследство, а с другой исключает возможность участия в разделе наследства лиц, не являющихся наследниками.
Возникшие в результате раздела наследства права наследников на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации.
Основаниями для регистрации являются соглашение о разделе наследства и ранее выданное свидетельство о праве на наследство, а если государственная регистрация была осуществлена до заключения ими соглашения, то достаточно только соглашения о разделе наследства (абз.
2 п.
2 ст.
1165 ГК).
Раздел движимого имущества, имущественных прав и обязанностей возможен и до выдачи свидетельства о праве на наследство.

Свобода соглашения о разделе наследства не должна нарушать прав и законных интересов будущего наследника.
Так, наличие зачатого, но не родившегося наследника служит препятствием для раздела наследства до тех пор, пока ребенок не родится (ст.
1166 ГК).
В данном случае законодатель установил ограничения на возможность совершения юридически значимых действий, которые могут ущемить интересы будущего наследника.
К числу будущих наследников относятся любые наследники, зачатые при жизни наследодателя: наследники по завещанию и по закону, в том числе наследники по праву представления*(778).
При разделе наследства Гражданский кодекс особое значение придает интересам лиц, которые в силу возраста, ограничения или лишения дееспособности не могут самостоятельно осуществлять гражданские права и нести обязанности.
Согласно ст.
1167 ГК раздел наследственного имущества, в котором в числе наследников участвуют несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, осуществляется с соблюдением правил ст.
37 ГК.
Следует учитывать, что ст.
37 ГК распространяется на несовершеннолетних детей, у которых нет родителей (за исключением п.
3 ст.
31 ГК, когда родители уклоняются от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних), тогда как ч.
1 ст.
1176 ГК предусматривает охрану интересов любых несовершеннолетних при разделе наследства независимо от наличия или отсутствия у них родителей.
С учетом требований п.
2 ст.
37 ГК опекун, попечитель, родители несовершеннолетнего вправе совершать любые действия, связанные с разделом имущества, принадлежащего этим лицам, только с предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
При применении п.
3 ст.
37 ГК к отношениям по разделу наследства действует правило о запрете законным представителям, в том числе родителям (п.
1 ст.
28, ч.
1 ст.
1167 ГК), участвовать в совершении сделок с подопечным, за исключением передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование.
Если с состав наследников наряду с подопечными и несовершеннолетними входят их родители, законные представители, а также супруги и близкие родственники законных представителей, то раздел наследства по соглашению сторон невозможен.
В этом случае раздел наследства может быть осуществлен в судебном порядке.
О предстоящем составлении соглашения о разделе наследства и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства подопечных и несовершеннолетних в обязательном порядке уведомляются органы опеки и попечительства (ч.
2 ст.
1167 ГК).
Гражданский кодекс не называет лиц, обязанных уведомлять названные инстанции.
Представляется, что ими могут быть нотариус, сами наследники, а также их законные представители.
Кроме того, Кодекс не предусматривает обязанности участия органов опеки и попечительства в составлении соглашения о разделе наследства.
Соответственно, соглашение о разделе наследства без их участия не влечет признания сделки недействительной.
Совершение раздела наследственного имущества без учета интересов неродившегося наследника, несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченно дееспособного лица, а также с нарушением порядка, установленного в ст.
1167 ГК, является основанием

[стр.,8]

Без предоставления соответствующей компенсации другим наследникам преимущественное право реализовано быть не может, если соглашением между всеми наследниками не предусмотрено иное.
Несоразмерность получаемого наследником наследственного имущества подлежит компенсации в соответствии с пп.
3 и 4 ст.
252 ГК.
Понятие охраны наследственных прав.
После смерти наследодателя возникает риск сокрытия, порчи, гибели, расхищения наследственного имущества как по естественным причинам, так и в силу недобросовестных действий отдельных лиц, включая самих наследников.

Нередки случаи, когда отдельные наследники пытаются утаить или иным способом обратить в свою пользу как само наследственное имущество, так и правоустанавливающие документы на него.
В результате другие наследники и иные лица, имеющие интерес в наследственном имуществе, зачастую лишаются того, на что вправе были рассчитывать в момент открытия наследства.
Предотвратить такие негативные последствия призваны меры охраны наследственных прав.

Охрана наследственных прав как правовой институт это система юридических гарантий соблюдения законных интересов предполагаемых (эвентуальных) наследников и иных лиц, имеющих интерес в наследственном имуществе.
В частном случае под охраной наследственных прав понимается совокупность предпринимаемых уполномоченными законом субъектами юридических и фактических действий, направленных на обеспечение этих прав и интересов.
Целью данного института является защита имущественных и неимущественных прав и законных интересов наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц путем определения состава наследственного имущества, обеспечения его целости и сохранности, а возможно, и его приращения.
Как правило, круг наследников и иных возможных претендентов на наследственное имущество невозможно окончательно определить на протяжении длительного срока, порой нескольких месяцев после открытия наследства.
"Наследство в промежутке между моментами его открытия и принятия не становится бесхозяйным и не образует совокупности никому не принадлежащих прав и обязанностей.
Оно всегда субъектно, но его субъект до поры до времени остается неопределившимся"*(782).
На этот период собственника имущества должен кто-либо "заместить".
Эту функцию и выполняет институт охраны наследственных прав.
По мнению Н.И.
Остапюка, принятие мер по охране наследства и управлению им можно определить как особый процессуальный способ защиты гражданских прав, заключающийся в совершении нотариусом (иными компетентными лицами) предусмотренных законом действий фактического и юридического порядка в целях охраны прав граждан (иных лиц) на имущество, переходящее в порядке наследования*(783).
Очевидно, что при таком подходе за рамками этого института остаются такие меры, как розыск и оповещение заинтересованных лиц (ст.
1171 ГК), привлечение органа опеки и попечительства (п.
4 ст.
1157 ГК, ст.
1167 ГК), приостановление наследственного дела до появления на свет зачатого, но не родившегося ребенка наследодателя (ст.
1166 ГК).
В зависимости от их направленности способы охраны наследственных прав подразделяются на способы, обеспечивающие: 1) участие всех заинтересованных лиц и определение обоснованности их притязаний на наследство (установление наследников); 2) формирование наследственной массы (установление наследства); 3) сохранность и приумножение (опека над наследством), а в итоге 4) правильное распределение наследства между претендентами (раздел наследства).
Основанием для принятия мер по охране наследственных прав, как правило, являются заявления наследников, а также других лиц, действующих в интересах сохранения

[Back]