В XI веке Киевская Русь обрела первый письменный сборник феодального права — Русскую Правду10, регулировавшую наследственные отношения примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по законуп. По Русской Правде наследство носит название «статка» или «задницы», т.е. того, что оставляет позади себя отправляющийся в другой мир. Таким образом, наследование в период действия Русской Правды имело сословный характер, было сложным, противоречивым и ограничивалось тесным кругом семьи боковые родственники не имели никаких прав на наследство. Однако постепенно происходит изменение этого принципа, и в расширении круга родственников, призываемых к наследству, Шершеневич Г.Ф. видит сущность исторического развития наследственного права. «Этот процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и постепенным ослаблением связи между членами родственного союза»12. Впоследствии, в XII— XIV столетиях, в России так же, как и в европейских государствах (однако несколько позже), распространялся процесс превращения пожизненного условного владения пожалованной землей в наследственное, а затем и в безусловное владение. Псковская судная грамота (1467 г.) различает наследство, оставленное по завещанию, «приказное», и наследство, переходящее без завещания, «отморшина». Наследование по закону и наследование по завещанию все более обособляются в самостоятельные институты, появляется некоторая разница в правах и ответственности наследников по тому или другому основанию. Завещание, называемое «рукописанием», или «порядной», составляется в письменной форме. Наряду с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний, в виде предсмертного дара. Круг лиц, 1 Л Российское законодательство X XX вв. В девяти томах. Т. 1. Законодательство Дренней Руси / Отв. ред. О .И . Ч и с т я к о в . М.: ЮЛ, 1984. Т. 1. С. 64-73. " Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. И.А. Исаева. М., 1997. 1 2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). В серии «Классика российской цивилистики» М.: СПАРК, 1995. С. 470. 21 |
22 % хозяйством. Сыновья могли наследовать двумя способами: братья после смерти отца или оставались в общ ем совладении, или делили имущество поровну. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их мать была рабой, то они вместе с ней получали свободу. "Русская Правда не дает ни малейшего основания предполагать, что завещатель мог назначить наследником стороннее лицо ни тогда, когда у него есть дети, ни даже тогда, когда у него их нет"1. Наследниками по закону согласно Русской Правде могли быть члены * семьи в "самом тесном смысле, то есть как союз супружеский или союз родителей и детей"2. Если же у умерш его не оставалось ни сыновей, ни дочерей, имущество переходило к князю. В законе нет указаний на наследование восходящ их и боковых родственников. Из смысла норм Русской П равды следует, что матери принадлежит большая свобода в распоряжении своим имущ еством, чем отцу: "А матерняя часть детям ненадобна (т.е. на эту часть не могут заявлять притязаний); но кому мать * захочет, тому и отдаст". После матери наследовали дети, у которых она ч проживала, видимо в силу того, что они, взяв на себя содержание матери, должны были получить оставш ееся после нес имущество в виде вознаграждения. Из сказанного видно, что наследование в период действия Руссой Правды ограничивалось тесным кругом семьи — боковые родственники не имели никаких прав на наследство. Однако постепенно происходит ♦ изменение этого принципа, и в расш ирении круга родственников, * призываемых к наследству, Ш ерш еневич Г.Ф. видит сущ ность исторического развития наследственного права. "Этот процесс происходит параллельно с В лали чирски й-Б удам ов М .Ф . О б зо р истории русского права. Р-н-Д .: Ф ен и кс, 1995. С. 462-463. В лади м и рски й -Б удан ов М .Ф . У каз. Раб. С . 464. * |