Проверяемый текст
Михайлова, Александра Сергеевна; Возникновение и развитие института наследования в гражданском праве России (Диссертация 2003)
[стр. 22]

призываемых к наследованию по закону, расширяется включением в него боковых родственников13.
В отличие от Русской Правды в Псковской Судной грамоте значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли.
Завещание могло быть составлено любым членом семьи.

Несмотря на формальную свободу субъективной воли при распоряжении имуществом на случай смерти, в действительности наследование по завещанию стоит еще в тесной близости к наследованию по закону.
По-прежнему воля завещателя склоняется
следовать указаниям порядка законного наследования, или правильнее, указаниям природы.
Дальнейшее свое формирование институт наследственного права получил в период сословно-представительной монархии и был закреплен в Судебниках 1497, 1550, 1649 годов.
Судебник 1497 г., в отличие от Русской Правды, разрешал и низшим сословиям передачу наследственного имущества (при отсутствии сыновей) дочерям, а при отсутствии дочерей — ближайшим родственникам.
Следует отметить, что в этот период достаточно детальное регулирование получают вопросы наследования недвижимости.
Так, поместные участки не могли наследовать женщины: например, по закону 1627 г.
определено относительно жен: «А до вотчин им дела нет, опричь купленных вотчин».
Обусловлено это было тем, что поместья давались под условием службы, а потому переход их стоял в зависимости от способности к военной службе.
Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.
узаконило окончательное закрепощение крестьян.
Имущество крестьянина становилось собственностью помещика, а сам крепостной крестьянин и его семья — товаром.
Этим же уложением разрешалось наследовать поместья не только лицам, способным нести службу царю, но и несовершеннолетним детям помещика.
Тем не менее, на этом этапе отмечается постепенное расширение круга наследников и правомочий наследодателя.
В развитии наследственного 1 3 См.: Ш ершепевичГ.Ф .
Указ.
соч.
22
[стр. 23]

ростом индивидуализма и постепенным ослаблением связи между членами родственного союза"1.
Показателем следую щ его этапа развития института наследования являю тся соответствующие положения П сковской Судной Грамоты2, положениями которой проводится явное различие между наследованием по закону ("отморщина") и наследованием по завещ анию ("приказное’’).
При наследовании по закону наследники полностью воспринимают имущ ественную личность наследодателя, тогда как наследники по завещ анию продолжают ее лиш ь в той мере, в какой она определена наследодателем в завещании.
Теперь по общ ему правилу завещания составлялись письменно, что и отражалось в их названии "рукописания", которое к тому же должно было быть скреплено или утверждено.
Утверждение совершалось посредством положения завещания в ларь (архив) Св.
Троицы центральной церкви Пскова.
Составление такого рода завещаний было необходимо в случае, если имущ ество отказывалось стороннему лицу, а не наследнику по закону.
В отличие от Русской Правды в П сковской Судной грамоте значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли.
Завещ ание могло быть составлено любым членом семьи
("у кого умрет жена без рукописания, а после нее останется недвижимое имущество, то се мужу пожизненно пользоваться этим имуществом".
Из чего следует, что жена посредством завещания могла передать недвижимое имущество какому-либо постороннему лицу).
Несмотря на формальную свободу субъективной воли при распоряжении имущ еством на случай смерти, в действительности наследование по завещ анию стоит ещ е в тесной близости к наследованию по закону.
По-прежнему воля завещателя склоняется
1 Ш ерш оневич Г.Ф .
У чебник русского граж дан ского права (по издан ию 1907 г.).
В серии "К лассика росси й ской ц и ви л н еш к и М.: С11ЛРК.
1995.
С.
470.
: Н ерчозурои Ю .И ..
Х арьковская Г.З.
И стори я государе т а и п рава России.
К расн одар, 1995.
С.
55-77.


[стр.,24]

24 следовать указаниям порядка законного наследования, или правильнее, указаниям природы.
Наряду с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний, в виде предсмертного дара.
В этом случае завещатель должен был лично передать наследнику в присутствии свящ енника или сторонних лиц отказываемую вещ ь или акты на вотчину.
Псковская Судная грамота дает полный перечень наследников по закону.
Наследниками являлись: отец, мать, сын, брат, сестра или кто "ближнего племени", под которыми вероятно надо понимать племянников'.
Что касается сыновей, закон оговаривает наследую т лишь те из них, которые остались в доме, не вышли в особое хозяйство при жизни отца и матери.
Способ наследования сыновей остается тот же, что и в Русской Правде, то есть равное участие в правах для братьев.
Псковская судная грамота постановляет, что управление принадлежит старш ему брату, который платит долги отца из общ его имущ ества, а не из своей доли.
М ладшие не должны "корыстоваться" (присваивать себе в частное обладание) общим имуществом во вред старшему брату.
Дальнейш ее свое развитие институт наследственного права получил в период сословно-представительной монархии и был закреплен в Судебниках 1497, 1550, 1649 годов.
Содержащиеся в Судебниках положения о наследовании указываю т на то, что не всякая духовная грамота, являлась завещанием.
Например, одни духовные содержали только советы и приказы морального характера и никаких частноправовых распоряжений; другие заключали в себе лишь запись о какой-либо сделке.
Интересным является и тот факт, что право того времени допускало составление завещания от имени нескольких лиц, что соверш енно неприемлемо для римского тестамента, но было близко к древнему "ряду".
« 1 В яади м и рекнй -Ь уданов М .Ф .
У каз.
Раб.
С .
478.

[Back]