Проверяемый текст
Михайлова, Александра Сергеевна; Возникновение и развитие института наследования в гражданском праве России (Диссертация 2003)
[стр. 65]

наследства непосредственны, бесповоротны и безусловны.
Эти постулаты также иногда подаются как принципы наследственного права96.
Проведенный обзор литературных источников позволяет нам сделать вывод о том, что, несмотря на наличие различных взглядов и подходов на особенность приобретения имущества при наследовании, практически все ученые склоняются к тому, что научный термин «универсальное правопреемство при наследовании» может быть сохранен для обозначения того свойства наследственного преемства, которое заключается в переходе всех наследуемых прав и обязанностей умершего к другим лицам в связи с наступлением одного общего факта смерти гражданина.
В то же время, о чем будет сказано далее, по нашему мнению, аргументы, выдвигаемые, против концепции универсального правопреемства, могут служить основанием для коррекции в определении правовой судьбы имущества наследодателя.
Следует заметить, что законодателем по-новому определяется универсальный характер правопреемства при наследовании.
Если ранее рассматриваемой научной категории придавался абсолютный характер, независимый от оснований наследования (принятие наследства по закону предполагало принятие наследства и по завещанию), то теперь в тех ситуациях, когда наследники призываются к наследованию по нескольким основаниям, впервые прямо закреплены положения о допустимости принятия наследства либо отказа от него по отдельным основаниям наследования (абз.
2 п.2 ст.
1152 и п.З ст.
1158 ГК РФ).
Наследственное законодательство РФ устанавливает, что при наследовании имущества умершего переходит к другим лицам в порядке особого рода в порядке универсального правопреемства, то есть в неизмененном виде как единое целое и в один и тот же момент (п.1 ст.
1110 ГК РФ).
Таким образом, наследники не вправе принять только часть имущества или отказаться от части имущества.
Законодатель успешно ввел указанный гражданско-правовой термин, который раньше встречался только 56 Ники/ток П.С.
Наследственное право и наследственный процесс.
Кишинев, 1973.
С.
16.
65
[стр. 67]

от наследства по закону).
Сейчас же законом специально предусмотрено, что в случае призвания наследника к наследованию по нескольким основаниям (по завещ анию и по закону, по праву представления, в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) он вправе принять наследство, как по всем, так и по одному или нескольким основаниям.
Единственным исключением универсального правопреемства, по мнению А.Т.
Гаврилов, является "случай распределения наследодателем в завещании конкретных вещей в адрес конкретных наследников, если при этом какого-либо иного имущ ества не остается.
Правопреемство каждого из наследников в этом случае будет сю п'улярным (частным)"1.
Таким образом, нельзя утверждать, что наследство всегда переходит в полном объеме, во всей совокупности прав и обязанностей.
И все же, говорить в таких случаях о сингулярности наследственного правопреемства мы не будем.
Не будем мы говорить о сингулярности преемства и исходя из форм, условий, порядка приобретения наследства.
На наш взгляд, говоря об универсальном правопреемстве не нужно забывать об одном сущ ественном моменте, а именно, права и обязанности переходят в своей совокупности, в полном объеме лишь в границах того имущ ества, которое переходит по наследству к отдельному лицу (за теми исключениями, на которые мы указали ранее).
Если чаш ка разбита, можно ли утверждать, что право на нее будет равноценно праву, предположим, двух или трех лиц на осколки этой чашки.
В связи с этим, с одной стороны, мы согласны, что "научный термин "универсальность наследования" может быть сохранен для обозначения того свойства наследственного преемства, которое заключается в переходе всех наследуемых прав и обязанностей умерш его к другим лицам в связи с 1 I раж данский К одекс РФ .
Ч асть третья.
(nociaiefiH uifi научн о-п ракти чески й ком м ентарий / П од ред.
А.
Г.
Гаврилова.
М .: Ai е ш е т в о "Б иблиотечка "Р оссийской i ачеты".
2002.
С.
11.

[Back]