Проверяемый текст
Михайлова, Александра Сергеевна; Возникновение и развитие института наследования в гражданском праве России (Диссертация 2003)
[стр. 68]

Отказ от идеи универсальности наследственного правопреемства предлагался и до появления в ГК РФ указанной оговорки101.
Вместе с тем ни раньше, ни сейчас ни один из примеров, приводимых в литературе в обоснование такого вывода, не доказывал сингулярного характера наследственного правопреемства.
Так, в одном из первых комментариев к части третьей ГК РФ отмечалось: "Пожалуй, единственным исключением является случай распределения наследодателем в завещании конкретных вещей в адрес конкретных наследников, если при этом какоголибо иного имущества не останется.
Правопреемство каждого из IQ , наследников в этом случае будет сингулярным (частным)" ".
Допуская подобные ситуации, нельзя согласиться с тем, что отсутствие иного имущества (и прежде всего долгов наследодателя) автоматически трансформирует природу наследственного правопреемства.
Походить на сингулярное правопреемство еще не значит быть им.
Одна лишь возможность выявления неизвестных до определенного момента долгов наследодателя опровергает вывод о сингулярности такого правопреемства.
В другом комментарии103 А.А.
Рубанов выделяет три случая сингулярного наследственного правопреемства.
Первый из них автор обнаруживает в самом ГК применительно к правилам о наследственной трансмиссии (ст.
1156).
Однако тот факт, что применительно к указанным ситуациям право на принятие наследства не входит в состав наследства, открывшегося после смерти умершего наследника, еще не означает, что .меняется природа правопреемства в отношении конкретного наследства транемштента либо первоначального наследодателя.
Право на принятие наследства потому и не входит в состав наследства, что оно не относится к объектам наследования.
И именно поэтому переход подобного права к трансмиссару не рассматривается в качестве наследственного 1 0 1 См., например: Никитюк П.С.
Наследственное право и наследственный процесс (Проблемы теории и практики).
Кишинев, 1973.
С.
227.
1 0 2 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть третья.
Постатейный научнопрактический комментарий.
М., 2001.
С.
11.
1 0 3 см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т.
Т.
3.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей/Под ред.
Т.Е.
Абовой, М.М.
Богуславского, А.Ю.
Кабалкина.
М.: Юрайт-Издат, 2007.
С.846.
68
[стр. 67]

от наследства по закону).
Сейчас же законом специально предусмотрено, что в случае призвания наследника к наследованию по нескольким основаниям (по завещ анию и по закону, по праву представления, в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) он вправе принять наследство, как по всем, так и по одному или нескольким основаниям.
Единственным исключением универсального правопреемства, по мнению А.Т.
Гаврилов, является "случай распределения наследодателем в завещании конкретных вещей в адрес конкретных наследников, если при этом какого-либо иного имущ ества не остается.
Правопреемство каждого из наследников в этом случае будет сю п'улярным (частным)"1.
Таким образом, нельзя утверждать, что наследство всегда переходит в полном объеме, во всей совокупности прав и обязанностей.
И все же, говорить в таких случаях о сингулярности наследственного правопреемства мы не будем.
Не будем мы говорить о сингулярности преемства и исходя из форм, условий, порядка приобретения наследства.
На наш взгляд, говоря об универсальном правопреемстве не нужно забывать об одном сущ ественном моменте, а именно, права и обязанности переходят в своей совокупности, в полном объеме лишь в границах того имущ ества, которое переходит по наследству к отдельному лицу (за теми исключениями, на которые мы указали ранее).
Если чаш ка разбита, можно ли утверждать, что право на нее будет равноценно праву, предположим, двух или трех лиц на осколки этой чашки.
В связи с этим, с одной стороны, мы согласны, что "научный термин "универсальность наследования" может быть сохранен для обозначения того свойства наследственного преемства, которое заключается в переходе всех наследуемых прав и обязанностей умерш его к другим лицам в связи с 1 I раж данский К одекс РФ .
Ч асть третья.
(nociaiefiH uifi научн о-п ракти чески й ком м ентарий / П од ред.
А.
Г.
Гаврилова.
М .: Ai е ш е т в о "Б иблиотечка "Р оссийской i ачеты".
2002.
С.
11.

[Back]