Проверяемый текст
Рассанова, Ольга Евгеньевна. Регулирование уровня жизни населения в условиях конкурентной экономики (Диссертация 2003)
[стр. 12]

товара, изменять положение ее владельца и продвигать его по шкале благосостояния, по мнению самого Дж.Б.Кларка, почти идентична категории «предельной полезности», используемой представителями австрийской школы политической экономии.
Согласно его позиции общество в целом действует подобно индивидуальному потребителю, в результате чего предельная полезность измеряется не индивидуальным потребителем, а обществом как целостным хозяйственным механизмом, а сумма денег, равная равновесной рыночной цене, может служить характеристикой (относительной) полезности блага для всего общества.
Кларк отрицает существование индивидуальной полезности блага, ссылаясь при этом на ограниченность человеческого восприятия и влияние субъективнопсихологических факторов.
Другой известный ученый Е.Бем-Баверк, для характеристики блага использует два понятия: полезность «способность служить для человеческого благополучия» и ценность «то значение, которое приобретает материальное благо или комплекс материальных благ как признанное необходимое условие для благополучия субъекта» [1].

Центральной идеей его теории является выделение двух уровней существования ценностных характеристик благ: субъективного, связанного с проблемой индивидуальных потребительских предпочтений и оценок, и объективного как результат действия чисто объективной меновой силы.
Существенный вклад в трактовку обозначенных
понятий, связанных с исследуемой категорией качество жизни, внес основатель кембриджской школы политэкономии А.Маршалл в своем фундаментальном труде «Принципы экономической науки» он определяет место категории «богатство» в экономической науке следующем образом: «Экономическая наука это наука о богатстве, с одной стороны, а с другой стороны та часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех 12
[стр. 11]

самым, предопределяя основные источники формирования денежных доходов — источника удовлетворения потребностей населения.
Применительно к предмету нашего исследования, непосредственный интерес представляет вклад Дж.
Кларка в выяснение качественноколичественной характеристики благосостояния.
Выявленная им основа ценностей элементов потребительского богатства в качестве категории эффективной полезности, определяющейся как способность, которой обладает отдельная единица товара, изменять положение ее владельца и продвигать его по шкале благосостояния, по мнению самого Дж.
Кларка, почти идентична категории «предельной полезности», используемой представителями австрийской школы политэкономии.
Согласно американскому ученому общество в целом действует подобно индивидуальному потребителю, в результате чего предельная полезность измеряется не индивидуальным потребителем, а обществом как целостным хозяйственным механизмом, а сумма денег, равная равновесной рыночной цене, может служить характеристикой (относительной) полезности блага для всего общества.
Кларк отрицает существование индивидуальной полезности блага, ссылаясь при этом на ограниченность человеческого восприятия и влияние субъективнопсихологических факторов.
Другой известный ученый Е.
Бем-Баверк, для характеристики блага использует два понятия: полезность «способность служить для человеческого благополучия» и ценность «то значение, которое приобретает материальное благо или комплекс материальных благ как признанное необходимое условие для благополучия субъекта» (13,
С.
184, 191).
Центральной идеей его теории является выделение двух уровней существования ценностных характеристик благ: субъективного, связанного с проблемой индивидуальных потребительских предпочтений и оценок, и объективного как результат действия чисто объективной меновой силы.
Существенный вклад в трактовку обозначенных
нами понятий, связанных с исследуемой категорией —уровень жизни, внес основатель кембриджской 11

[стр.,12]

школы политэкономии А.
Маршалл.
В своем фундаментальном труде «Принципы экономической науки» он определяет место категории «богатство» в экономической науке
следующим образом: «Экономическая наука это наука о богатстве, с одной стороны, а с другой стороны та часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, то есть денег» (89, С.
107).
В качестве элементарной ячейки богатства А.
Маршалл выделяет понятие блага, при этом, предлагая для характеристики благосостояния (особенно на общенациональном уровне) использовать категории, производные не от богатства, а различные модификации дохода.
Он объясняет это тем, что доход состоит главным образом из товаров в такой форме, в какой он доставляет удовлетворение непосредственно, тогда как большая часть национального богатства состоит из средств производства, приносящих пользу лишь в той мере, в какой они содействуют производству товаров для непосредственного потребления.
Среди своих современников ученый один из первых обратился к исследованию сущности понятия «уровень жизни» и факторов, на него влияющих.
В отличие от А.
Смита и его последователей, концентрировавших свое внимание на общественном благосостоянии, представители «экономики благосостояния» (Л.
Вальрас, К.
Менгер, У.
Джевонс и др.) поставили во главу угла индивидуальное благосостояние, которое определяется двумя рядами обстоятельств: предпочтениями индивида и наличием условий для осуществления рационального выбора.
При этом повышение благосостояния осуществляется через совершенствование механизма конкурентного рынка.
Согласно последователю А.
Маршалла —А.
Пигу, оптимум благосостояния достижим лишь при государственном воздействии на использование ресурсов и на распределение доходов (поскольку выравнивание доходов максимизирует сумму полезностей в обществе) (102 , С.
229).
Основной методологический принцип экономики благосостояния это 12

[Back]