119 3. Системность использования деловой игры, ее включенность в обучающую программу. Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением. В современных условиях желательна компьютеризация деловой игры или ее фрагментов. Это заметно расширяет ее обучающие возможности. Общее руководство игрой и помощь ее участникам осуществляют инструкторы. После завершения игровой части отдельно по каждой группе делаются оценки и подводятся итоги, затем они докладываются и анализируются на совместном совещании групп. И в завершении игры ее общие итоги подводятся на семинаре, в задачу которого входит не только оценка эффективности игры и действий ее участников, но и выработка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем. Плановые игры стараются проводить в условиях, приближенных к реальности. Впервые они получили широкое распространение в военной области, но сегодня широко используются и в менеджменте, в том числе в управлении персоналом. С помощью плановых игр могут решаться многие задачи. Особенно эффективны игры этого типа при карьерном обучении. Главные достоинства плановых игр состоят в том, что при их использовании: наглядно проявляется уровень профессиональной компетентности студента, его способность решать определенный круг задач; непосредственно видны последствия принимаемых решений и действий; развивается способность замечать существенное, отличать главное от второстепенного; нарастает ангажированность, активность участников, повышается их идентификация с решаемыми задачами; приобретается опыт, приближенный к реальности, конкретным ситуациям на рабочих местах; |
рекомендации. Модульный подход способствует глубокому, всестороннему и активному усвоению материала. Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простыхмодулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство [57]. Это могут быть следующие модули: • организационные модули: — модуль участника игры. Он содержит всю информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда; • модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий (в том числе расчетов) руководителя; • функциональные модули деловой игры. Они имитируют отдельную, относительно автономную функцию или область деятельности (например, оценку персонала, освобождение кадров и т.п.); • этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий определенного, относительно завершенного этапа игры. Модульная структура деловой игры позволяет отрабатывать ее отдельные элементы, или фрагменты, в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым. 3. Системность использования деловой игры, ее включенность в обучающую программу. Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением. В современных условиях желательна компьютеризация деловой игры или ее фрагментов. Это заметно расширяет ее обучающие возможности. Общее руководство игрой и помощь ее участникам осуществляют инструкторы. После завершения игровой части отдельно по каждой группе делаются оценки и подводятся итоги, затем они докладываются и анализируются на совместном совещании групп. И в завершении игры ее общие итоги подводятся на семинаре, в задачу которого входит не только оценка эффективности игры и действий ее участников, но и выработка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем. Плановые игры стараются проводить в условиях, приближенных к реальности. Впервые они получили широкое распространение в военной области, но сегодня широко используются и в менеджменте, в том числе в управлении персоналом. С помощью плановых игр могут решаться многие задачи. Особенно эффективны игры этого типа при карьерном обучении [66]. Главные достоинства плановых игр состоят в том, что при их использовании: • наглядно проявляется уровень профессиональной компетентности студента, его способность решать определенный круг задач; • непосредственно видны последствия принимаемых решений и действий; . $ • развивается способность замечать существенное, отличать главное от второстепенного; • нарастает ангажированность, активность участников, повышается их идентификация с решаемыми задачами; • приобретается опыт, приближенный к реальности, конкретным ситуациям на рабочих местах; • вырабатываются рациональные способы мышления и поведения, а также коллективного взаимодействия; • формируется умение эффективно использовать в дальнейшем принцип проб и ошибок, своевременно исправлять допущенные ошибки и извлекать из них полезные уроки на будущее; • выявляются трудности на пути решения комплексной организационной проблемы, определяются оптимальные способы их преодоления и разрабатывается общая модель действий по достижению цели. |