Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 101]

цептуальный смысл тем «дома», «семьи», «гнезда» для того времени.
С понятием «дома», «гнезда» связывается не только пространственная определенность.
Но и атмосфера, которая является для героев уютной, необходимой для сохранения и развития их лучших качеств.
В некоторых случаях принципиальным становится разграничение городской и провинциальной среды.
Подчеркнутое
А.С.
Пушкиным противопоставление «света» и «поместной дворянской жизни» становится приемом характеристики героев.
«Помещичья усадьба...
воссоздавала не просто образ дома, предназначенного для «свободной» жизни богатого хозяина, она становилась сложным и многогранным социальным и культурным явлением мировоззренческого порядка»
[75].
Это свойство среды определяет еще одну особенность романной ситуации: среда не только материал для наблюдения, но и почва, на которой формируется сознание героя.

Среди многообразных факторов среды, воздействующих на героя, первостепенную роль играют человеческие отношения, быт, привычки, традиции.
Писатели воссоздают определенный тип поместной дворянской культуры, который становится питательной почвой для людей дворянского круга.
«Культура», «традиции» являются основными составляющими концептов «семьи», «гнезда».
Так, для
Л.Н.
Толстого принципиальное значение имеет «уход» персонажей из «дома» детства, удаление от чистоты, простоты детского сознания, переход в мир «взрослого» существования.
Не случайно Наташа Ростова предстает в завершающей части романа «Война
и мир» в «домашнем обличье», которое не является возвращением к прошлому это «новый виток спирали, без которого не было бы ни продолжения жизни, ни ее поступательного движения» [76].
Но роль героев романа не сводится к анализу среды и ее оценке.
«Существуя внутри среды и принадлежа ей, наблюдая и тем самым критикуя ее, герои призваны строить
свою собственную жизнь, вырабатывать свое собственное самосознание, сущность которого станет предметом главного анализа автора» [77].
Среда становится лишь фоном, одним из приемов изображения которого
[стр. 102]

103 четание «семейного» и исторического у Толстого выявляет концептуальный смысл тем «дома, «семьи», «гнезда» для того времени.
С понятием «дома», «гнезда» связывается не только пространственная определенность, но и атмосфера, которая является для героев уютной, необходимой для сохранения и развития их лучших качеств.
В некоторых случаях принципиальным становится разграничение городской и провинциальной среды.
Подчеркнутое
Пушкиным противопоставление «света» и «поместной дворянской жизни» становится приемом характеристики героев.
«Помещичья усадьба...
воссоздавала не просто образ дома, предназначенного для «свободной» жизни богатого хозяина, она становилась сложным и многогранным социальным и культурным явлением мировоззренческого порядка»1.

Это свойство среды определяет еще одну особенность романной ситуации: среда не только материал для наблюдения, но и почва, на которой формируется сознание героя.

Еще Пушкин пытался разобраться во взаимосвязях характеров людей и окружающих их обстоятельств.
Среди многообразных факторов среды, воздействующих на героя, первостепенную роль играют человеческие отношения, быт, привычки, традиции.
Писатели воссоздают определенный тип поместной дворянской культуры, который становится питательной почвой для людей дворянского круга.
«Культура», «традиции» являются основными составляющими концептов «семьи», «гнезда».
Так, для
Толстого принципиальное значение имеет «уход» персонажей из «дома» детства, удаление от чистоты, простоты детского сознания, переход в мир «взрослого» существования.
Не случайно Наташа Ростова предстает в завершающей части романа в «домашнем обличье», которое не является возвращением к прошлому это «новый виток спирали, без которого не было бы ни продолжения жизни, ни ее поступательного движения»2.

‘ Кошелев В.Л.
О «литературной» провинции и литературной «провинциальности» нового времени.
//Русская провинция: миф текст реальность.
М., СПб., 2000.
С.49.
2 Гей Н.К.
Художественные открытия русской классической литературы // Мировое тначение русской литературы.
М., 1987.
С.
142.


[стр.,103]

104 Но роль героев романа не сводится к анализу среды и ее оценке.
«Существуя внутри среды и принадлежа ей, наблюдая и тем самым критикуя ее, герои призваны строить
свое собственную жизнь, вырабатывать свое собственное самосознание, сущность которого станет предметом главного анализа автора»1.
Среда становится лишь фоном, одним из приемов изображения которого
является художественная деталь.
«Картины природы (пейзажи) и собственно предметного, «вещного» мира, составляющие обычно обстановку изображаемою действия, но порой имеющие и самостоятельное значение, компоненты предметной изобразительности, в свою очередь, слагаются из отдельных деталей.
От эпохи к эпохе предметный мир все настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях»1.
Введение в повествование деталей, случайных, казалось бы незначащих фактов, позволяет автору представить жизнь в целом, в обобщенном виде и тем самым расширить границы повествования, воссоздавая среду, окружающую персонажа, и характеризуя ее.
Другой категорией в структуре произведения, которая подчинена раскрытию характера, является художественное время.
Для романа характерным признаком становится нарушение линейности времени, раздвижение временных границ.
Часто для этого используется прием введения предыстории, с помощью которой автор стремится распространить во времени изображение характера.
Время в структуре повествования движется, как правило, синхронно с жизнью главного героя, но эта синхронность не означает линейности времени: если время для героя течет однообразно, тогда незаметно проходит год, несколько лет^и автор отмечает его короткой ремаркой.
Промежуток короткий, но насыщенный событиями внешний или внутренний жизни главного героя, распространяется на большее художественное время.
Таким образом, стремление к объективности изложения, обусловленность характера героя средой, на фоне которой изображаются события, расширение временных и пространственных границ повествования основные типоЭсалнек А.Я.
Типология романа.
М., 1991.
С.
54.

[Back]