Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 102]

является художественная деталь.
«Картины природы (пейзажи) и собственно предметного, «вещного» мира, составляющие обычно обстановку
изображаемого действия, но порой имеющие и самостоятельное значение, компоненты предметной изобразительности, в свою очередь, слагаются из отдельных деталей.
От эпохи к эпохе предметный мир все настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях»
[78].
Введение в повествование деталей, случайных, казалось бы незначащих фактов, позволяет автору представить жизнь в целом, в обобщенном виде и тем самым расширить границы повествования, воссоздавая среду, окружающую персонажа, и характеризуя ее.
Другой категорией в структуре произведения, которая подчинена раскрытию характера, является художественное время.
Для романа характерным признаком становится нарушение линейности времени, раздвижение временных границ.
Часто для этого используется прием введения предыстории, с помощью которой автор стремится распространить во времени изображение характера.
Время в структуре повествования движется, как правило, синхронно с жизнью главного героя, но эта синхронность не означает линейности времени: если время для героя течет однообразно, тогда незаметно проходит год, несколько лет,
и автор отмечает его короткой ремаркой.
Промежуток короткий, но насыщенный событиями внешний или внутренний жизни главного героя, распространяется на большее художественное время.
Таким образом, стремление к объективности изложения, обусловленность характера героя средой, на фоне которой изображаются события, расширение временных и пространственных границ повествования основные
типологические особенности произведений, написанных Ю.В.
Жадовской в 50-60-е годы XIX века.
Целью писательницы становится изображение процесса формирования личности в непосредственной связи с действительностью, исследование характера героини в его стремлении утвердиться в обществе, выявление источника
самотворчества личности.
Изучение внутреннего мира личности, души человека становится одной из ведущих тенденций литературного процесса.
Переход
[стр. 103]

104 Но роль героев романа не сводится к анализу среды и ее оценке.
«Существуя внутри среды и принадлежа ей, наблюдая и тем самым критикуя ее, герои призваны строить свое собственную жизнь, вырабатывать свое собственное самосознание, сущность которого станет предметом главного анализа автора»1.
Среда становится лишь фоном, одним из приемов изображения которого является художественная деталь.
«Картины природы (пейзажи) и собственно предметного, «вещного» мира, составляющие обычно обстановку
изображаемою действия, но порой имеющие и самостоятельное значение, компоненты предметной изобразительности, в свою очередь, слагаются из отдельных деталей.
От эпохи к эпохе предметный мир все настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях»1.

Введение в повествование деталей, случайных, казалось бы незначащих фактов, позволяет автору представить жизнь в целом, в обобщенном виде и тем самым расширить границы повествования, воссоздавая среду, окружающую персонажа, и характеризуя ее.
Другой категорией в структуре произведения, которая подчинена раскрытию характера, является художественное время.
Для романа характерным признаком становится нарушение линейности времени, раздвижение временных границ.
Часто для этого используется прием введения предыстории, с помощью которой автор стремится распространить во времени изображение характера.
Время в структуре повествования движется, как правило, синхронно с жизнью главного героя, но эта синхронность не означает линейности времени: если время для героя течет однообразно, тогда незаметно проходит год, несколько лет^и
автор отмечает его короткой ремаркой.
Промежуток короткий, но насыщенный событиями внешний или внутренний жизни главного героя, распространяется на большее художественное время.
Таким образом, стремление к объективности изложения, обусловленность характера героя средой, на фоне которой изображаются события, расширение временных и пространственных границ повествования основные
типоЭсалнек А.Я.
Типология романа.
М., 1991.
С.
54.


[стр.,104]

105 логические особенности романа, которые во многом проявились и в повести «Сила прошедшего», но наиболее полно воплотились в романах «В стороне от большого света» и «Женская история».
В романах Жадовской образ мира и авторская точка зрения в сопоставлении с повестями претерпевают значительные коррективы.
Если в ранних повестях писательница раскрывала трагедию любящей женщины, в «переходной» повести «Сила прошедшего» находила возможность внутренней гармонии для героини только в условиях идиллической патриархальной среды, то в романах творческая задача автора меняется.
Целью писательницы становится изображение процесса формирования личности в непосредственной связи с действительностью, исследование характера героини в его стремлении утвердиться в обществе, выявление источника
духовного самотворчсства личности.
Исследование внутреннего мира личности, души человека в 1840-х 1850-х годах становится одной из ведущих тенденций литературного процесса.
Переход
писателей к большой эпической форме, как правило, сопровождался углублением психологического анализа.
Еще В.
Май ков в статье «Нечто о русской литературе в 1846 году» социально-аналитическое начало в литературе осмысляет как недостаточное.
Заслугу Достоевского он видит в «обилии....психологических черт необыкновенной тонкости и глубины», в изображении общества через его восприятие индивидуумом и влияние на него.1 Еще в романе Лермонтова, 6 ранних повестях Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Затишье», «Переписка» активно возрастает интерес к изображению внутреннего мира человека, движений его души.
И в романах Жадовской центральное место занимает изображение «истории души» и формирования личности.
Процесс становления характера и самоутверждения героини не только не ставит ее в оппозицию с окружающим миром, а, напротив, приводит к обретению гармонии и взаимопонимания.
Определенная творческая эволюция Жадовской к концу 50-х годов объясняется прежде всего принципиальным изменением ее взгляда на мир и человека.
Она отходит от традиционного для ее раннего 1 Хализев В.Е.
Литературно-художественная форма в ее соотнесенности с содержанием.
С.
181.

[Back]