В повести «Отсталая» и романах «В стороне от большого света», «Женская история», написанных в 50-60-ые годы XIX века, Жадовская решает целый ряд проблем, в первую очередь связанных с положением женщины, ее ролью в семье и обществе. Тема трагической любви «возвышенной» женщины, поставленной в неразрешимую ситуацию, которая была основной в ранних повестях писательницы, трансформируется в произведениях в тему последовательного саморазвития женщины, становления ее характера. Очевидно, что ко времени их создания Жадовская осознала возможность иного нетрадиционного исхода судьбы для героинь, которые находят спасение в чувстве внутренней свободы. Как правило, героини повести «Отсталая» и ее двух романов пытаются занять активную позицию, что позволит им почувствовать всю полноту жизни и найти свое место в ней. Жадовская также поднимает в своих произведениях новую для ее прозы проблему воспитания и женского образования. Воспитываясь в деревне, в барской усадьбе, в непосредственной близости к природе и народным обычаям, героини Жадовской благодаря литературе в то же время учатся свободно мыслить, что часто вызывает недовольство окружающих. Эта внутренняя сила характера, развитый ум, сформированный под воздействием прочитанного, помогают героиням Жадовской реализовывать свои мечты, свое собственное «я». Способность женщины к самореализации, ее «внутренняя свобода» являются отличительной чертой не только главных героинь произведений Жадовской. Это качество может стать критерием, на основании которого возможно выделение двух типов женских персонажей. К первому типу относятся героини, которые «выламываются» из традиционных принципов изображения женского характера в патриархальной культуре. Этому типу персонажей присуще ощущение себя как независимой личности. Причем сюда можно отнести не только представительниц «молодого», но и старшего поколения. Как правило, пред |
119 Панаевой «Мелочи жизни» и «Женская доля», повесть «Степная барышня», М. Вовчок «Тюлевая баба» и др. В этом контексте романы Жадовской обретают особую актуальность, так как отражают общие закономерности развития литературы середины Х\Х века вообще и женской прозы в частности. Раскрывая процесс духовного развития Лизы и Евгении, Жадовская затрагивает целый ряд проблем, в первую очередь связанных с положением женщины, ее ролью в семье и обществе. Тема трагической любви «возвышенной» женщины, поставленной в неразрешимую ситуацию, которая была основной в ранних повестях писательницы, трансформируется в романах в тему последовательного саморазвития женщины, становления ее характера. Очевидно, что ко времени создания романов Жадовская осознала возможность иного, нетрагического исхода судьбы для героинь, которые находят спасение в чувстве внутренней свободы. Героини романов «В стороне от большого света» и «Женская история» пытаются занять активную позицию, что позволят им почувствовать всю полноту жизни и найти свое место в ней. Лиза, героиня «Женской истории», пишет в своем дневнике: «Мне хотелось заглянуть в туманное будущее, хотелось угадать свое собственное назначение. Молодые силы души моей пробудились и просили воли и деятельности. Мне стало обидно за мою бесцветную роль в жизни, досадно за вечную зависимость» (С.340). Эти проблемы получают в романах различное преломление. В романе «В стороне от большого света» подробно освещаются не только характер героини, но и среда — поместная дворянская усадьба, которая, по мнению автора, оказывается идеальной почвой для формирования лучших женских качеств. Евгения ощущает внутреннюю связь с природой, усадьбой, где ей все близко и дорого. «Я так сроднилась с тихим уголком нашим, с зеленым садом, с каждым кусточком тех мирных мест, что мысль оставить их, начать новую жизнь обдавала меня холодом...»(С.57). В романе «Женская история» изображение условий быта вытесняется на второй планки основное внимание писательница уделяет изображению процесса самовоспитания главной героини. Событийный план повествования 124 Также можно отметить и ставший традиционным образ приживалки» который, как и образ тетушки, связан с мотивами власги/безвластья, речи/немоты. «Приживалка — та, у которой нет никакого своего места и никакой собственной роли, ее маргинальность абсолютна: это, как правило, женщина без мужа (старая дева или вдова), без сексуальной привлекательности (обычно пожилая и некрасивая), без денег»1 2. В романе «Женская история» в образе Олимпиады Сергеевна воплощены все характерные черты этого типа. Несмотря на маргинал ьность своего положения, она знает обо всем в усадьбе, активно собирает «домашние сплетни», выполняя роль надсмотрщика, шпиона. И.Савкина объясняет особенности этого типа тем, что «не имеющую места в социуме, ее можно определить только негативно: она та, кого нет. Чтобы в этой ситуации всетаки быть, она должна использовать какой-то компенсаторный механизм: жить отраженным светом, чужой жизнью, что в большинстве случаев значит жить за счет разрушения, деконструкции чужой жизни, используя для этого прежде л всего отработанный механизм сплетни и пересудов» . Несмотря на полную зависимость она ощущает себя тоже хозяйкой в доме и наедине упрекает Лизу в бедности, напоминает о зависимости от хозяев. Но;в отличие от других произведений женской прозы, в романе Жадовской «Женская история» не возникает конфликтных ситуаций по вине приживалки. Это, на наш взгляд, свидетельствует от том, что к началу 60-х годов подобный образ утрачивает свою значимость в сюжетном действии и вводится в повествование благодаря традиции. Способность женщины к самореализации, ее «внутренняя свобода» являются отличительной чертой не только главных героинь романов. Это качество может стать критерием, на основании которого возможно выделение двух типов женских персонажей. К первому типу относятся героини, которые «выламываются» из традиционных принципов изображения женского характера в иатриархатной культуре. Этому типу персонажей присуще ощущение себя как независимого субъекта. Причем сюда можно отнести не только представитель1 Савкина И.Л. Глазами Аргуса (мотив молвы в русской женской прозе первой половины XIX века) //Филологические науки. 2000, №3. С.47. 2 Там же. С.48. |