ховному и нравственному становлению. У Жадовской такой наставник часто становится в финале мужем героини (повесть «Отсталая», роман «Женская история»), и таким образом проблема женской самореализации, духовного становления связывается и с проблемой взаимоотношения полов, которая приобретает иное звучание: мужчина сам стремится завоевать расположение и любовь героини. Внутренняя духовная сила оказывается важнее богатства. Именно она притягивает внимание мужчин и делает героиню в итоге счастливой; • в стремлении Жадовской к реалистическому изображению среды и человека, отражению социально-значимых проблем в русской истории и литературе; • в объективном изображении среды и характеров, что также обусловило жанровую эволюцию в прозе Жадовской обращение к роману и эволюцию типа повествования. Все это отражает творческую задачу писательницы, состоящую в поиске возможностей для реализации женского «я», развития духовного потенциала женщины; • в использовании художественных приемов, отличающихся особой стилевой принадлежностью, характерной для литературы реализма (психологизм, роль художественной детали, описание интерьера, портрет и др.); Творческая эволюция Жадовской к 1850-60-м годам объясняется принципиальным изменением ее взгляда на окружающий мир и самого человека. Анализируя свой собственный опыт, осмысливая проблему характеров и обстоятельств в контексте современной действительности, стремясь отыскать новые, диалектические связи между ними, Ю.В. Жадовская внесла значительный вклад в становление поэтики русского реализма и в лучших своих достижениях сблизилась с выдающимися мастерами реалистического письма. |
129 Таким образом, можно говорить, что в романе «Женская история» выстраивается новая система взаимоотношений полов, в которой роль женщины обретает большую активность. Жадовская ведет своих героинь к новой социально значимой позиции и убедительно демонстрирует в своих романах разрушение патриархальных семейных стереотипов. В центре внимания в романах Жадовской, как и в большинстве произведений женской прозы, в основном оказываются женские персонажи. Создаваемый в романе тип героини характеризуется и принципиально иным отношением к мужчине. Если в ранних произведениях Жадовской мужчина являлся главной причиной страданий героини, которая ощущала свою зависимость от него, и его духовная слабость или позднее прозрение приводили к трагедии, то в романах акцент меняется. Мужчины в романах не получают изначально отрицательной оценки, и качества их выявляются в «объективной» связи с поступками. Героини способны «разглядеть» мужчину, управлять своими эмоциями^не случайно}достойный мужчина становится наставником героини, а иногда и мужем. Мужские персонажи представлены в романах бегло, поэтому их типологию проследить сложно. Мужчины «старшего» поколения в романах практически не представлены, и единственной общей характеризующей чертой их является пьянство(Исключением является только отец Лизы). Так, например, в доме тетушки Евгении мужчин «не было и духу», потому что «у соседок мужья были или пьяницы, или уж так необразованны и грубы, что сами дичились тетушки» (С.8). Других мужских персонажей можно условно разделить на два типа: мужчина — наставник, учитель и мужчина — друг, сверстник. Мужчина — наставник, как и во многих романах И.С.Тургенева, романе Л.Н. Толстого «Семейное счастье», оберегает героиню, способствует ее духовному и нравственному становлению. В романе «Женская история» такой наставник становится в финале мужем героини и таким образом проблема женской самореализации, духовного становления связывается и с проблемой взаимоотношения полов, которая приобретает иное звучание: мужчина сам стремится завоевать расположение и любовь героини. Внутренняя духовная сила оказывается важнее богат создания романов к жанру повести ), и эволюцию типа повествования. Все это отражает творческую задачу писательницы, состоящую в поиске возможностей для реализации женского «я», развития духовного потенциала женщины. Но эта задача автором так и не была окончательно решена. Жадовская не находит возможности для гармоничного развития молодой женщины в реальных условиях поместной среды. Героини романов наделены исключительными качествами и могут быть счастливы лишь в близких к идеалистическим условиям среды, которые и созданы в романах. Жадовская сознательно отходит от этого типа характера, и, создавая в повести «Отсталая» характер, сформированный в условиях реальной поместной усадьбы, не может, подчиняясь законам реализма, наделить его высоконравственными качествами, а, следовательно, и автор162 скои симпатиеи. |