Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 110]

2 глава.
2 параграф.
Типология характеров к структура повествования в повести 10.
В.
Жадовской «Отсталая» (1861).
Реалистические тенденции, наметившиеся в 50-60-ые грды XIX века, нашли отражение не только в романах Ю.В.
Жадовской, но и в повести «Отсталая».
По словам 10.
М.
Лотмана, в 60-ые годы наблюдается также активизация жанра повести, которая, будучи расположенной в цепи между романом и очерком, «явилась сюжетнои формообразующим горнилом литературы эпохи».
[86].
Произведение Жадовской направлено, прежде всего, на освещение социально-нравственных проблем.
Впервые писательница пытается решить не только нравственно-психологические проблемы, но и социальные.
Одной из главных тем повести является также вопрос о предназначении женщины, ее роли в общественной жизни.
По мнению В.
Пореченкова, повесть «Отсталая», «написанная тонко, старательно...эта повесть нечто вроде указания, в чем современная женщина отстала от истинного понятия о вещах и чувствах, и как должна догнать его» [87].
Центральной проблемой в повести «Отсталая» является проблема формирования женского характера, значения женского образования и эмансипации.
Главной героиней по-прежнему является молодая девушка, действие развертывается в обедневшей дворянской усадьбе, но тип характера героини и среда существенно меняются.
В изображении поместной среды доминирует критический пафос, а в разработке характера героини усиливается его обусловленность реальной средой, а не личной симпатией автора.
Поместный усадебный мир в изображении
Ю.В.
Жадовской во многом близок деревенскому: в Калявине, кроме бедной усадьбы Анны Федоровны, все остальные дворяне «однодворцы».
Описание жизни крестьян, их взаимоотношений с хозяевами становится основным в изображении среды.

Обитатели усадьбы признают, что «сторона здесь самая глухая, необразованная».
Жадовская рисует тяжелый крестьянский труд, бедность, грубое отношение к крепо
[стр. 145]

146 проблемой остается проблема формирования женского характера, значения женского образования и эмансипации.
Главной героиней по-прежнему является молодая девушка, действие развертывается в обедневшей дворянской усадьбе, но тип характера героини и среда существенно меняются.
В изображении поместной среды доминирует критический пафос, а в разработке характера героини усиливается его обусловленность реальной средой, а не личной симпатией автора.
Поместный усадебный мир в изображении
Жадовской во многом близок деревенскому : в Калявине кроме бедной усадьбы Анны Федоровны все остальные дворяне-«однодворцы».
Описание жизни крестьян, их взаимоотношений с хозяевами становится основным в изображении среды.

Эти отношения не только утрачивают идиллическую тональность, что мы отмечали в романах, но и вульгаризируются.
Сами обитатели признают, что «сторона здесь самая глухая, необразованная».
Картины, изображающие тяжелый крестьянский труд, бедность, грубое отношение к крепостным сближают повесть с повестями о народной жизни.
В обобщающем комментарии повествователя подчеркивается типичность такой жизни, причины и трагизм положения людей: «Да, эти люди женились и распложались, не боясь повторить существование, полное лишений и бедности.
Они даже не мечтали сделать какое-либо усилие, чтобы выбиться из вязкого болота и оставались в нем очень покойно и равнодушно.
Ум, сжатый с детства, тупел и тратился на вседневные заботы и нужды, теряя способность развития и высших стремлений» (С.472)".
Между хозяевами и крестьянами отношения грубые, иногда даже враждебные.
Они ярко раскрываются в диалогах.
Так, Анна Федоровна, обеспокоенная разговорами об освобождении крестьян, замечает: «...Ну, куда я старуха поспела! да и с голоду и холоду умру.
Все растащат, все разворуют.
Вон, уж теперь же начали медведями смотреть, и рожи-то сделались немилые ...» (С.449).
1 2 1 См.
Вялый Г.Л.
Поздние рассказы.
«Таинственные» повести.
// Вялый Г.А.
Русский реализм.
От Тургенева к Чехову, 1990.
С.
199-221.
2 Цит.
по : Жадовская Ю.В.
Отсталая // Время.
1861, №2-4.

[Back]