Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 113]

%\ В центре повести «Отсталая» (1861) судьба юной поместной барышни из обедневшей семьи Маши.
Ее мать помещица старого покроя, «проникнутая убеждением, что все окружающее ее создано для нее; того, кто из подвластных ей осмеливался дышать и жить для себя, она считала своим врагом, укоряла и преследовала» (с.291).
Она также смотрела и на дочь, «хотя с большим оттенком нежности», но требовала от нее безусловного повиновения.
Она считала, что Маша должна «платить за ее попечение безусловным повиновением, уважением и беспредельной любовью» (с.291).
Необразованная сама, она оставляла дочь без образования.
Книг у Маши почти не было, она читала лишь «несколько очень старинных романов да несколько номеров журнала «Ипокрена, или утехи любословия» семидесятых годов» (с.292).
«Постоянная нега и угождения, окружавшие барышню, готовые тупые правила, основанные на голой букве; некоторые условия приличий, свойственных положению ее барского сана, незнание людей и света, глухое уединение от всего, что волнуется и кипит в живом потоке развития мысли и образования, недостаток хорошего чтения все это окутало Машу каким-то густым, стоячим туманом, сквозь который она могла видеть одни мелочи окружавшей ее сферы.
Порой, в ее молодой, свежей натуре пробуждалась жажда деятельности...»(с.291-292).
Эта деятельность не ^ выражалась ничем, даже хозяйственными заботами, до которых мать ее не допускала.
Такое воспитание и определило основные качества ее характера.

Ю.В.
Жадовская, в данном случае, довольно убедительно показывает, что зависимость человека от мнения других неизбежно лишает его цельности личности.
Характер Маши, ее поступки определяются не внутренними личными потребностями, а, скорее, внешним влиянием.
Сначала мать и соседка Арина Дмитриевна всячески внушали ей мысль о превосходстве перед людьми низкого сословия, но никак не заботились о ее нравственном и интеллектуальном развитии.
Этот воспитательный метод дал свои плоды: развил в ней эгоистические начала.
«В
углу, где родилась и взросла моя барышня, пишет Жадовская, Т/ веял какой-то дух, беспощадный к человеческим слабостям, строгость, дохо114
[стр. 148]

149 печальными недостатками», которое «заставляет задуматься» читателя.1 Аналогичная невозможность для героев избавиться от разрушительного воздействия разложившейся среды показана и в повести Жадовской «Отсталая».
В центре повести «Отсталая» судьба юной поместной барышни из обедневшей семьи Маши.
Основным в воспитании дочери ее мать Анна Федоровна считала внушение девочке чувства собственного превосходства н/ д крестьянами.
Но к себе она требовала беспрекословного подчинения, считала, что Маша должна «платить за ее попечение безусловным повиновением, уважением и беспредельной любовью» (С.444).
О нравственном развитии и образовании дочери она не заботилась: книг у Маши почти не было, и она читала лишь «несколько очень старинных романов да несколько номеров журнала «Инокрена или успехи любословия семидесятых годов» (С.445).
Такое воспитание и определило основные качества ее характера.

Жадовская, в данном случае, довольно убедительно показывает, что зависимость человека от мнения других неизбежно лишает его цельности личности.
Характер Маши, ее поступки определяются не внутренними личными потребностями, а, скорее, внешним влиянием.
Сначала мать и соседка Арина Дмитриевна всячески внушали ей мысль о превосходстве перед людьми низкого сословия, но никак не заботились о ее нравственном и интеллектуальном развитии.
Этот воспитательный метод дал свои плоды: развил в ней эгоистические начала.
Впоследствии
Налетов, напротив, внушает ей мысль о собственной духовной «отсталости»: «Все идет вперед, все проникнуто живым сочувствием прогресса; вы захотите принять участие в общем движении умов и ничего не поймете, и вас не поймут, потому что вы отсталая.
Вы до сих пор лежали в гробу под свинцовой крышей допотопных предрассудков и кривых, темных идей.
Да еще лучше было бы, если бы они оставили вас на произвол вашего собственного душевного чутья: так нет, они испортили вас, они дали вам готовый план своих жалких понятий; они усыпили, придавили, оковали вашу душу; они обленили вас, изнежили и засторонили свет познания и правды.
Я в жизни 1 Рассвет, СПб, 1859, Т.1, С.44.

[Back]